Philosophical sciences УДК 141.155 А. В. Дмитриев, Омский государственный университет им. <...> Ф. М. Достоевского ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПОНЯТИЯ «ЭВОЛЮЦИЯ» КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В статье рассматривается проблема рефлексии понятия «эволюция» применительно к биологическому процессу. <...> Отмечена сложность восприятия эволюции как в науке, так и на почве философии. <...> Делается попытка выработать определение биологической эволюции с позиции модели будущего, полагающей в основу этого процесса принцип новизны. <...> Современная философская энциклопедия понятие биологическая «эволюция» (от лат. evolutio – развертывание) расшифровывает как: «изменение живой материи в ходе развития организма или в последовательности поколений организмов» [1, с. <...> Видимо, это не вполне отражает существенные свойства процесса, поскольку не учитывает сложность в его определении, зависимость от того, какие механизмы и факторы считаются наиболее значимыми в эволюции. <...> Следует также отметить, что рефлексия понятия «эволюция» в естествознании постепенно претерпевала изменение в процессе степени изученности проблемы. <...> Бонне), в рамках учения преформизма, которое рассматривало эволюционный процесс как результат последовательного раскрытия божественного плана, вложенного в материю. <...> Первым, кто придал эволюционному учению статус научной теории, был Ч. Дарвин <...> По его мнению, в результате отбора мелких и случайных наследственных отклонений под воздействием борьбы за существование происходит постепенное изменение живых организмов. <...> Важным мировоззренческим выводом из его учения следует то, что многообразие живого мира отныне предстает как результат действия естественных законов, в основе которых лежат случайные явления и определенные материальные механизмы и факторы (наследственность, изменчивость и естественный отбор). <...> Это учение получило название – «синтетическая теория эволюции (СТЭ), или неодарвинизм». <...> 29], хотя сам исследователь полагает, что естественный <...>