СТРОИТЕЛЬСТВО, ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГТС ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОДООБМЕНА МЕЖДУ АЗОВСКИМ И ЧЕРНЫМ МОРЯМИ В УСЛОВИЯХ НАРАСТАЮЩЕГО ВЛИЯНИЯ КОМПЛЕКСА НЕГАТИВНЫХ ПРИРОДНЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ ПРОЦЕССОВ Артюхин Ю. В., канд. географ. наук, ст. науч. сотр., главный специалист ООО НПЦ «Берегозащита», arty-yeisk@mail.ru 44 Кушу Э. Х., канд. техн. наук, ген. директор ООО НПЦ «Берегозащита», bz@kuban-bz.ru Федорова С. И., канд. техн. наук, доцент, зам. ген. директора по науке ООО НПЦ «Берегозащита», kbznik@mail.ru Аннотация. <...> Правительство РФ приняло решение о строительстве транспортного коридора через Керченский пролив. <...> В статье рассматривается возможность компоновки взамен мостовой конструкции водорегулирующего сооружения, которое, с одной стороны, обеспечивало бы решение проблемы транспортной доступности Крымского и Таманского полуостровов, с другой — повышало устойчивость берегов Азовского моря и сохранность возведенных в его пределах населенных пунктов, хозяйственной инфраструктуры. <...> В настоящее время эвстатический подъем уровня Черного и Азовского морей, осложненный почти полным прекращением подачи раковинных наносов на берега в условиях ветровой депрессии, требует скорейшего проведения неотложных и первоочередных берегозащитных работ. <...> В противном случае будут возрастать потери ценных черноземов, сократится рыбопродуктивность Азовского моря, станет невозможным использование многих береговых участков в рекреационных целях. <...> Причины ослабления рекреационного потенциала кроются в истощении ракушечных пляжей, появлении обширных тростниково-рогозовых зарослей вдоль береговой линии, накоплении на подводном склоне илистых покровов и банок, обогащенных органикой и загрязняющими веществами. <...> Обращено внимание на то, что восточное побережье Азовского моря с определенной цикличностью подвергается воздействию ураганных штормов с высокими нагонами. <...> Усугубляет ситуацию возрастание геодинамической активности структур <...>