ГОНЧАРОВА И «ФАУСТОВСКИЙ СЮЖЕТ» В статье рассматриваются женские образы из романной трилогии Гончарова в свете «фаустовского сюжета». <...> Гончаров полагал, что в литературах разных народов существует родство между творческими типами. <...> Эта идея в полной мере воплотилась в художественной антропологии писателя. <...> Из творчества Гёте Гончаровым был более всего востребован «фаустовский сюжет»: в своих героинях писатель воссоздавал «фаустовские» черты. <...> Автор доказывает, что использование данных черт придавало многим женским персонажам Гончарова объёмность и человеческую глубину. <...> В статье «Лучше поздно, чем никогда» И. А. Гончаров писал о «наследственном родстве» между «творческими типами» [2, с. <...> 77], которые неизменно появляются в художественных произведениях разных эпох и народов. <...> Несомненно, речь шла и об образах, созданных Гёте и получивших определение «вечных». <...> ). Особое внимание всегда уделялось цитациям, аллюзиям и реминисценциям из «Фауста» Гёте, а также истории освоения русским писателем опыта «романа воспитания». <...> В романах Гончарова красота явлена в образе земной женщины, именно поэтому в нашей работе в связи с «фаустовским сюжетом» акценты будут сделаны на женских образах. <...> Обратимся сначала к роману «Обрыв», наиболее сложному, как нам видится, в плане архетипических параллелей и сближений в персонажной сфере. <...> В «Обрыве» Гончаров не даёт прямых указаний на родство свойств и черт своих героинь с женскими персонажами из «Фауста» Гёте. <...> Однако присутствует общая интонация в содержании образов. <...> На первый план выходит прежде всего гётевская Гретхен. <...> Эта характеристика напоминает Марфиньку, одним из архетипических источников образа которой можно считать гётевскую Гретхен. <...> 77] облик Марфиньки, которая, по мнению Гончарова, относится к «положительному» женскому типу, вмещающему в себя всё самое лучшее, что дала эпоха (в оппозицию к характеру «идеальному»: пушкинские Ольга и Татьяна). <...> Гретхен, как и Марфинька <...>