Транспортная инфраструктура Аэродинамическая устойчивость большепролетных мостов С. Ю. Соловьев, канд. физ.-мат. наук, член IABSE, зам. начальника отделения гидроаэродинамики ФГУП «Крыловский государственный научный центр» дованию их аэродинамической устойчивости под действием ветра. <...> Хорошо известно, что мосты с длиной пролета более 100 м могут быть подвержены аэроупругим колебаниям с большой амплитудой и даже разрушению. <...> Примером недопустимо больших колебаний может служить вихревой резонанс Волгоградского моста, а примером разрушения – Такомский мост в США. <...> Сегодня практически все большепролетные мосты проходят аэродинамические испытания, цель которых – найти и устранить негативные эффекты, поэтому случаи разрушения мостов под действием ветра не повторяются. <...> Указанные исследования уникальных мостов проводят в специализированных аэродинамических трубах. <...> Они, в отличие от самолетных аэродинамических труб, имеют закрытую рабочую часть и способны моделировать столь важный приземный слой атмосферы. <...> В Крыловском центре для этих исследований построена ландшафтная аэродинамическая труба. <...> Аэроупругая устойчивость сооружения в ветровом потоке Приведем основные причины аэроупругих колебаний мостовых сооружений и их элементов в ветровом потоке: • порывы ветра; • переменная аэродинамическая сила, вызванная периодическим срывом вихрей Кармана; • отрицательное аэродинамическое демпфирование, которое приводит к автоколебаниям; • аэродинамическая связь между изгибной и крутильной формами деформаций; №5 (66) 2016 ри проектировании большепролетных мостов особое внимание уделяется исслеВ статье приведены подходы к оценке склонности сооружений к аэродинамической неустойчивости. <...> Описана ландшафтная аэродинамическая труба, построенная в Крыловском центре для модельных экспериментов, результаты которых необходимо учитывать при проектировании уникальных конструкций. • периодические <...>