УДК 004.4'27, 004.89 В.В. Грибова, д-р техн. наук, Л.А. Федорищев (Институт автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН, Владивосток); e-mail: fleo1987@mail.ru ОБУЧАЮЩИЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДСТВА ИХ СОЗДАНИЯ∗ Рассмотрен подход к созданию обучающих виртуальных систем. <...> Основная идея представленного подхода заключается в проектировании модели обучающей виртуальной системы на основе онтологий и ее интерпретации, а также привлечении к процессу разработки экспертов предметной области. <...> Введение Развитие современных информационных и коммуникационных технологий, сети Интернет обусловливает возможность и необходимость развития обучающих виртуальных систем (ОВС), представляющих собой программные системы, в которых обучающийся погружается в среду виртуальной реальности (ВР), позволяющую получить, закрепить, отработать знания и навыки, необходимые в настоящей реальности. <...> Примерами таких систем являются мультимедийные программы и курсы, вебинары и интернет-конференции, виртуальные лаборатории, виртуальные путешествия, симуляторы и компьютерные тренажеры и т.д. <...> Для разработки ОВС, включая средства создания ВР, существует множество программных средств: Дельфин, ToolBook, Lectora, CAVE, WorldToolKit, Avango, Lightning, Juggler, Unity3D, Alternativa3D и др. <...> Данные средства предназначены для использования высококвалифицированными программистами, включение экспертов в процесс разработки возможно только через посредников (инженеров знаний и программистов), поэтому разработка, отладка и сопровождение ОВС остаются очень трудоемкими [2]. <...> Анализ существующих средств ОВС показывает, что для эффективной разработки ОВС необходима интеграция обучающих систем, технологий ВР, интернет-технологий, современных методов управления, обеспечивающих упрощение и автома* 48 тизацию процесса разработки и сопровождения с привлечением специалистов предметной области. <...> Цель данной статьи – описание новой концепции модели ОВС и ее основных <...>