Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции . <...> Новые медиа в системе массовой коммуникации . <...> Первые исследования коммуникации и появление первых объектов исследования Основные подходы к изучению коммуникации. <...> Теории индустриализации культуры Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции Психологические подходы к изучению массовой коммуникации Микросоциологические подходы к изучению коммуникации 9. <...> Теории информационного общества 10 11 6 Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники Школа Пало Альто, этнометодология и интеракционизм. <...> Уровень групповой коммуникации часто разбивают, по меньшей мере, на две категории – личностно-групповую и межгрупповую коммуникацию. <...> Лектор в аудитории студентов, политик на трибуне, пианист в концертном зале, чиновник, дающий пресс-конференцию – все это примеры личностно-групповой коммуникации. <...> Театральная труппа или оркестр на сцене, несколько представителей политической партии на митинге, группа топменеджеров на общем собрании акционеров – вот примеры межгрупповой коммуникации. <...> При характеристике групповой коммуникации используется понятие «аудитория», которое понимается именно как группа, занимающая относительно пассивную позицию в процессе коммуникации. <...> Строго говоря, нет четкого теоретически обоснованного количественного критерия, который бы отделял групповой уровень коммуникации, с одной стороны, от межличностной, а с другой стороны, от массовой коммуникации. <...> Уровень массовой коммуникации предполагает, что аудитория насчитывает уже не десятки и сотни, а тысячи или даже миллионы участников. <...> Поэтому на уровне массовой коммуникации возникает еще одно принципиальное качество или условие – наличие специальных технических приспособлений, которые позволяют усилить коммуникационный процесс. <...> На этом уровне асимметричность, которую <...>
Современные_теории_массовой_коммуникации_Учебное_пособие.pdf
УДК 659(075.8)+ 070 (075.8)
ББК 76
Д 56
Рекомендовано к изданию методическим советом ПГУТИ,
протокол № 16, от 27.03.2015 г.
Рецензенты:
Растягаев А.В. – доктор филол. наук, доцент Самарского ф-ла
Московского городского педагогического университета
Глухов Г.В. – доктор пед. наук, профессор Самарского государственного
экономического университета
Доброзракова, Г. А.
Д 56 Современные теории массовой коммуникации: учебное пособие /
Г. А. Доброзракова. – Самара: ПГУТИ, 2015. – 92 с.
ISBN 978-5-906605-48-1
Учебное пособие содержит конспекты лекций по дисциплине «Современные
теории массовой коммуникации», а также вопросы и задания к практическим
занятиям.
Пособие разработано в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки
42.04.02 (Журналистика) и предназначено для студентов магистратуры
первого года обучения.
ISBN 978-5-906605-48-1
©, Доброзракова Г.А., 2015
Стр.2
Оглавление
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ..................................................................................................... 4
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины ............................................................................................................................. 5
ОБЩИЙ ПЛАН КУРСА .......................................................................................................... 6
ЛЕКЦИЯ 1. Понятие массовой коммуникации ....................................................... 8
ЛЕКЦИЯ 2. Основные подходы к изучению коммуникации ......................... 17
ЛЕКЦИЯ 3. Критическая теория и философия. Теории
индустриализации культуры ........................................................................................ 27
ЛЕКЦИЯ 4. Структурализм и семиотика, лингвистическая теория
массовой коммуникации: основные концепции ................................................. 31
ЛЕКЦИЯ 5. Психологические подходы к изучению массовой
коммуникации....................................................................................................................... 38
ЛЕКЦИЯ 6. Микросоциологические подходы к изучению коммуникации
...................................................................................................................................................... 43
ЛЕКЦИЯ 7. Теории информационного общества ............................................... 50
ЛЕКЦИЯ 8. Тенденции изменений массовой коммуникации. Новые
медиа в системе массовой коммуникации ............................................................ 62
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ .............................................................................................. 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................................... 87
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ ................................................................................................ 91
3
Стр.3