Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611760)
Контекстум

Об Анненском

0   0
Первый авторХодасевич Владислав Фелицианович
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID5647
Аннотация(Читано в Петербургском Доме Искусств на вечере, посвященном памяти И.Ф. Анненского, 14 декабря 1921 г.)
Кому рекомендованоКритика
Ходасевич, В.Ф. Об Анненском : Статья / В.Ф. Ходасевич .— : [Б.и.], 1921 .— 10 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5647 (дата обращения: 18.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владислав Ходасевич Об Анненском (Читано в Петербургском Доме Искусств на вечере, посвященном памяти И.Ф. Анненского, 14 декабря 1921 г.) Оригинал здесь: О стихах и поэтах. <...> Мне доводилось слышать немало восторженных суждений о поэзии Анненского. <...> В стихах Анненского всего менее можно угадать лицо директора царскосельской гимназии. <...> Благополучные эстеты (парнасские сослуживцы) не видят, что значит поэзия Анненского, -- или не хотят видеть. <...> Что и о чем говорит поэзия Анненского -- это их, в сущности, не касается. <...> Однако и здесь, как в жизни Анненского, из благополучного как рвется наружу неблагополучное что. <...> Спокойные, не омрачаемые сомнениями вивисекторы жизни (ибо поэзия -- жизнь, а поэт -- человек), они удовлетворенно констатируют, что вот у этого человека, Иннокентия Анненского, превосходнейшие голосовые связки. <...> II Толстовский герой Иван Ильич Головин, член судебной палаты, прожил всю жизнь совершенно прилично, как все: учился, женился, делал карьеру, рожал детей, -- и не думал о том, к чему он все это делает и чем это кончится. <...> Поэт был отравлен ею не менее, чем толстовский герой. <...> Еще в "Тихих песнях" Анненский увидел смерть как стену, которая преграждает путь и все приближается, вырастая перед ним: А там стена, к закату ближе, Такая страшная на взгляд... <...> Вот откуда и ритмы стихов Анненского, их внезапные замедления и ускорения, их резкие перебои. <...> III Иван Ильич был не глупый, но и не вдумчивый человек, а главное, просто обыкновенный. <...> Человеком необыкновенным, таким, о котором стоит написать повесть, "героем" повести, Иван Ильич стал, когда узнал о смерти. <...> В ней нет ни тени "обыкновенного человека", ни признака благополучия. <...> Если для человека маской было лицо директора гимназии, то для поэта такой же маской было лицо филолога и переводчика Еврипида. <...> Тот, чье лицо он видел, подходя к зеркалу, был директор гимназии, смертный никто. <...> Этот свой псевдоним, под которым он печатал <...>
Об_Анненском.pdf
Владислав Ходасевич Об Анненском (Читано в Петербургском Доме Искусств на вечере, посвященном памяти И.Ф. Анненского, 14 декабря 1921 г.) Оригинал здесь: О стихах и поэтах. I Хорошим поэтом, мастером, с некоторых пор почитается у нас тот, кто умеет наиболее цельно, отчетливо, определенно "выразить" или "выявить" себя. Что же касается того, что именно "выявляется", какое "я" выражается в этом "себя", -- такой вопрос чаще всего не подымается вовсе. Он не в моде. В лучшем случае требуют, чтобы это поэтическое "я" было "оригинально", то есть не похоже на другие, так сказать -- соседние "я". В конечном счете это есть следствие грубого, механического отсечения формы от содержания, причем все внимание ценителя обращено на форму. Мне доводилось слышать немало восторженных суждений о поэзии Анненского. Но чем восторженней были поклонники почившего поэта, тем больше говорили они о форме его поэзии, тем меньше -- об ее смысле. Будучи сам почитателем Анненского, я не возражал против самых высоких оценок. Но, слушая, отчетливо ощущал их односторонность. Говорили недоговаривая. Точнее -- молчали о самом главном. С поклонниками Анненского слишком часто происходит то самое, что, покуда он жив был, происходило с его сослуживцами. Глядя на его форменный сюртук, говорили они почтительно: действительный статский советник. Но Анненский про себя понимал иначе: поэт. Знал, что его содержание (поэт) не равно форме (форме министерства народного просвещения). Содержание же разлагало форму, взрывало ее изнутри. В стихах Анненского всего менее можно угадать лицо директора царскосельской гимназии. Сослуживцы этого не знали. Благополучные эстеты (парнасские сослуживцы) не видят, что значит поэзия Анненского, -- или не хотят видеть. За его лирикой не слышат они мучительной, страшной человеческой драмы. Что и о чем говорит поэзия Анненского -- это их, в сущности, не касается. Они рукоплещут "форме". Форма у Анненского остра, выразительна, часто изысканна. Следственно, Анненский -- мастер, "ваше превосходительство" и все обстоит благополучно. Однако и здесь, как в жизни Анненского, из благополучного как рвется наружу неблагополучное что. Но эстеты верны себе. Спокойные, не омрачаемые сомнениями вивисекторы жизни (ибо поэзия -- жизнь, а поэт -- человек), они удовлетворенно констатируют, что вот у этого человека, Иннокентия Анненского, превосходнейшие голосовые связки. Реагируя на боль (которая их не касается), он проявляет все, по их мнению, необходимые качества мастера, потому что кричит чрезвычайно громко и выразительно. Но отчего он кричит -- все равно им. Чтo кричит -- это его частное дело, в которое они, люди прежде всего воспитанные, не вмешиваются. Так, вероятно, не вмешивались в частные дела И.Ф. Анненского его сослуживцы по министерству. Между тем -- он кричит об ужасе, нестерпимом и безысходном. Мы поминаем сегодня не действительного статского советника (хотя бы и от литературы) -- а поэта, человека, "раба Божия". И потому скажем несколько слов об его ужасном страдании. II Толстовский герой Иван Ильич Головин, член судебной палаты, прожил всю жизнь совершенно прилично, как все: учился, женился, делал карьеру, рожал детей, -- и не думал о том, к чему он все это делает и чем это кончится. В особенности не думал он о конце, о смерти, даже когда заболел и слег. Только подслушав разговор жены с шурином, узнал он, что ему, Ивану Ильичу, тоже предстоит умереть,
Стр.1