АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 4 (30) 2013 © Кудрявцева Т. Е., 2013 СОВЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ В статье рассмотрены принципы отражения советской социалистической мифологии в основных жанрах музыкального искусства. <...> Автор ставит ряд проблем, касающихся особенностей доктрины соцреализма, сложности взаимоотношений между искусством и государством и оценки художественного наследия сталинской эпохи. <...> Ключевые слова: советская мифология, соцреализм, массовая песня, оратория, кантата, симфония Изучение официального искусства советской эпохи порой ставит перед исследователями трудноразрешимые задачи. <...> И связано это не только с проблемой оценки художественной продукции соцреализма, но и вообще правомерностью применения к ней критериев «высокого искусства», так как советский период положил начало новым взаимоотношениям между искусством и государством. <...> Художественное творчество во всех сферах его бытования становилось главным средством пропаганды политических идей, внедряя в общественное сознание представления о «социалистическом бытии». <...> Уникальную в СССР систему массового воздействия, опирающуюся на официальную идеологическую доктрину, уже со всей уверенностью можно назвать советской социалистической мифологией. <...> Феномен советской мифологии труднообъясним с точки зрения традиционной трактовки понятия мифа. <...> Сложность систематизации советских мифов состоит в том, что они имеют множество производных структур. <...> Однако можно выделить три основных мифа, которые и становились «вершителями» идеологии: революционный миф, миф о священной Земле и миф о вожде. <...> В 20-е годы акцент делается на фундаментальную «перестройку» старого государственного строя и социального уклада, рождая революционный миф. <...> Из революционного мифа непосредственно вытекает другой важнейший советский миф – о священной Земле. <...> «Священная территория» – итог трансформации мира <...>