АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ © ПЕТРОВ В. О., 2013 О СПЕЦИФИКЕ ЖАНРА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ТЕАТРА В статье рассматривается один из магистральных жанров современной музыки — инструментальный театр. <...> Особое внимание уделено критическому осмыслению ряда опусов, отмеченных преднамеренным стремлением композиторов к эпатажу посредством соединения музыкальных и визуальных рядов. <...> Ключевые слова: инструментальный театр; синтез искусств; музыкальный акционизм; концептуализм Инструментальный театр — жанр сравнительно молодой (60 лет — не эпоха для развития любого жанра), но завоевавший умы практически всех композиторовноваторов и ставший в настоящее время одним из магистральных в музыкальном искусстве в целом. <...> В сочетании музыкального и театрального рядов — отличие инструментального театра от иных сфер инструментальной сферы, но в этом же и его близость по типу драматургии вокальноинструментальным, музыкальносценическим формам и жанрам — например, опере и балету. <...> Все они в основе имеют сюжет, который должен быть воплощен на сцене (содержание диктует драматургию), во всех них музыкальный ряд если не становится первичным в кругу других рядов, то является одним из них в сложной синтетической природе. <...> Другими словами, инструментальная сфера благодаря жанру инструментального театра впитывает в себя признаки форм и жанров, характеризующие другие сферы музыкального искусства (см. об этом: [3, с. <...> Рассматриваемый жанр не всегда можно сравнивать с драматическим театром, поскольку вся театральность, происходящая на сцене при сценической реализации опуса, — результат музыкального мышления, деятельности композитора и исполнителей, использующих внемузыкальные компоненты. <...> В инструментальном театре режиссер как физическое лицо отсутствует: инструменталисты должны осуществлять план действий (музыкальных и сценических), прописанный (срежиссированный) композитором и зафиксированный <...>