Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Актуальные проблемы высшего музыкального образования  / №1 (27) 2013

ОТ МОДУСА-РИТМОФОРМУЛЫ К МОДУСУ-МЕНЗУРЕ: МОДУС И ЕГО РИТМИКА В МОТЕТАХ ФИЛИППА ДЕ ВИТРИ (50,00 руб.)

0   0
Первый авторГирфанова
Страниц7
ID558975
АннотацияДля музыкантов 10—30-х годов XIV века художественным выражением французского ars nova являлись прежде всего мотеты Филиппа де Витри. В статье рассматривается модус и его ритмика, определяющие тенор и контратенор мотетов Витри. Прослеживаются важные изменения в трактовке Витри модуса от ранних мотетов 1310-х годов к мотетам 1320-х годов. Витри предстает новатором в области музыкального ритма, чьи идеи оказали значительное влияние на развитие мензуральной музыки.
Гирфанова, М.Е. ОТ МОДУСА-РИТМОФОРМУЛЫ К МОДУСУ-МЕНЗУРЕ: МОДУС И ЕГО РИТМИКА В МОТЕТАХ ФИЛИППА ДЕ ВИТРИ / М.Е. Гирфанова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования .— 2013 .— №1 (27) .— С. 4-10 .— URL: https://rucont.ru/efd/558975 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 1 (27) 2013 ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ © ГИРФАНОВА М. Е., 2013 ОТ МОДУСА-РИТМОФОРМУЛЫ К МОДУСУ-МЕНЗУРЕ: МОДУС И ЕГО РИТМИКА В МОТЕТАХ ФИЛИППА ДЕ ВИТРИ Для музыкантов 10—30-х годов XIV века художественным выражением французского ars nova являлись прежде всего мотеты Филиппа де Витри. <...> В статье рассматривается модус и его ритмика, определяющие тенор и контратенор мотетов Витри. <...> Прослеживаются важные изменения в трактовке Витри модуса от ранних мотетов 1310-х годов к мотетам 1320-х годов. <...> Витри предстает новатором в области музыкального ритма, чьи идеи оказали значительное влияние на развитие мензуральной музыки. <...> Ключевые слова: мензуральная музыка; ars nova; мотеты Филиппа де Витри; модальная ритмика; модус; талья Иоанн де Мурис, стоявший наряду с Филиппом де Витри у истоков французского ars nova, указывает в одном из своих ранних трактатов по музыке “Compendium musicae practicae” («Компендий практической музыки», около 1322—1323) на присутствие двух видов метрических размеров, двух «темпусов». <...> Это «темпус долгий» (tempus longum), равный лонге, в котором лонга делится на бревисы, бревисы — на семибревисы, семибревисы — на минимы, и «темпус краткий» (tempus breve), равный бревису, в котором бревис делится на семибревисы, семибревисы — на минимы1 [8]. <...> Наличие двух темпусов характеризует мотет ars nova — высший в иерархии видов музыки того времени жанр. <...> Одним из устойчивых признаков мотета в XIV веке становится ярусная ритмика: «краткий темпус» с мелкими длительностями определяет верхние голоса мотета, мотетус и триплум, «долгий темпус» с крупными длительностями действует в теноре и контратеноре. <...> От ранних трехголосных мотетов к 1310-х годов 1320-х годов прослеживаются важные изменения в трактовке Витри модуса: от традиционного, наследующего принципам ars antiqua обращения с модусом как с ритмоформулой к новому использованию его как метрического размера с произвольным ритмическим наполнением. <...> В ранних <...>