Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Языковые механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья: монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторМочалова Лариса Николаевна
АвторыШлай Елена Валентиновна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц161
ID558907
АннотацияВ монографии опубликован материал двух диссертационных исследований по одной из важных проблем логопедии − оценке сформированности языковых механизмов у детей с различными нарушениями в развитии. Представлены результаты изучения механизмов вероятностного прогнозирования, смысловой компрессии, организации лексикона дошкольников с нарушениями зрения и речи. Приведены данные о сформированности текстовых умений школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием, определены особенности функционирования у них языковых механизмов сегментации, узнавания, смысловых эквивалентных замен, трансформации, ассоциирования, инференции, компрессии, контроля.
Кому рекомендованоДля специалистов в областях логопедии и языкознания, а также смежных наук
ISBN978-5-261-01102-6
Мочалова, Л.Н. Языковые механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е.В. Шлай; Л.Н. Мочалова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2016 .— 161 с. — ISBN 978-5-261-01102-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/558907 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Л.Н. Мочалова, Е.В. Шлай Языковые механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья Монография Архангельск САФУ 2016 1 УДК 376-053.2:616.89-008.434 ББК 74.3 М864 Рекомендовано к изданию научно-техническим советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: кандидат педагогических наук Е.Р. Корниенко, кандидат педагогических наук Е.В. Белобородова М864 Мочалова, Л.Н. Языковые механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья: монография / Л.Н. Мочалова, Е.В. Шлай; Сев. <...> Представлены результаты изучения механизмов вероятностного прогнозирования, смысловой компрессии, организации лексикона дошкольников с нарушениями зрения и речи. <...> Приведены данные о сформированности текстовых умений школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием, определены особенности функционирования у них языковых механизмов сегментации, узнавания, смысловых эквивалентных замен, трансформации, ассоциирования, инференции, компрессии, контроля. <...> Механизмы организации и функционирования индивидуального лексикона у дошкольников с нарушением зрения 1. <...> Психолингвистические механизмы организации и функционирования индивидуального лексикона . <...> Методика изучения механизмов организации и функционирования лексикона . <...> Языковые механизмы на уровне анализа текста у школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием 1. <...> Показатели сформированности анализа текста у школьников с недоразвитием речи (в сравнении с показателями сверстников с нормальным речевым развитием) . <...> Наиболее интересным вопросом речевого развития детей дошкольного возраста является вопрос организации и функционирования их лексикона. <...> Психолингвистические исследования по проблеме производства <...>
Языковые_механизмы_у_детей_с_ограниченными_возможностями_здоровья_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Л.Н. Мочалова, Е.В. Шлай Языковые механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья Монография Архангельск САФУ 2016 1
Стр.2
УДК 376-053.2:616.89-008.434 ББК 74.3 М864 Рекомендовано к изданию научно-техническим советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: кандидат педагогических наук Е.Р. Корниенко, кандидат педагогических наук Е.В. Белобородова М864 Мочалова, Л.Н. Языковые механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья: монография / Л.Н. Мочалова, Е.В. Шлай; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2016. – 160 с. ISBN 978-5-261-01102-6 В монографии опубликован материал двух диссертационных исследований по одной из важных проблем логопедии − оценке сформированности языковых механизмов у детей с различными нарушениями в развитии. Представлены результаты изучения механизмов вероятностного прогнозирования, смысловой компрессии, организации лексикона дошкольников с нарушениями зрения и речи. Приведены данные о сформированности текстовых умений школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием, определены особенности функционирования у них языковых механизмов сегментации, узнавания, смысловых эквивалентных замен, трансформации, ассоциирования, инференции, компрессии, контроля. Для специалистов в областях логопедии и языкознания, а также смежных наук. УДК 376-053.2:616.89-008.434 ББК 74.3 ISBN 978-5-261-01102-6 © Мочалова Л.Н., Шлай Е.В., 2016 © Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2016 2
Стр.3
Оглавление Введение ......................................................................................................4 Глава I. Механизмы организации и функционирования индивидуального лексикона у дошкольников с нарушением зрения 1. Лингвистический аспект изучения лексической системы ................8 2. Психолингвистические механизмы организации и функционирования индивидуального лексикона ......................................................... 21 3. Анализ состояния проблемы развития речи детей с нарушением зрения ....................................................................................29 4. Методика изучения механизмов организации и функционирования лексикона ............................................................................................. 41 5. Обсуждение материалов обследования индивидуального лексикона дошкольников ..............................................................................50 Глава II. Языковые механизмы на уровне анализа текста у школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием 1. Теоретические подходы к понятиям «анализ текста» и «языковые механизмы» в психологии, лингвистике, психолингвистике ...........82 2. Онтогенетический и дизонтогенетический аспекты проблемы языковых механизмов и анализа текста учащихся среднего звена ............................................................................................................93 3. Методика оценки сформированности языковых механизмов анализа текста школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием ......................................................................................100 4. Показатели сформированности анализа текста у школьников с недоразвитием речи (в сравнении с показателями сверстников с нормальным речевым развитием) ........................................................... 112 Заключение .............................................................................................. 137 Библиографический список ................................................................... 140 3
Стр.4
Введение В последние годы логопедия как наука стала ставить перед собой более глобальные задачи. Для эффективной диагностики и коррекции речевого развития необходимо понимать, какие механизмы лежат в основе такой сложной деятельности как речь. Во многом определить базовые языковые механизмы позволяет психолингвистический подход, который все чаще используется в логопедии. Можно сказать, что психолингвистика, которая изучает соотношение коммуникативного и когнитивного в речи, мышления, речи и коммуникации, является методологической основой логопедии. В психолингвистике процесс продуцирования (порождения) речи рассматривается в общей структуре деятельности человека, и ориентирован на сложные внутреречевые процессы механизма речепорождения и речевосприятия на основе языковых правил. Рассматривая производство речи, психолингвистика описывает, как языковая система и правила построения речи позволяют человеку выражать свои мысли, как образы сознания фиксируются с помощью языковых знаков. Описывая процесс восприятия речи, психолингвистика анализирует не только сам этот процесс, но и результат понимания человеком речи. Наиболее интересным вопросом речевого развития детей дошкольного возраста является вопрос организации и функционирования их лексикона. Этому посвящается первая глава монографии. Психолингвистические исследования по проблеме производства и восприятия речи выявили ряд теоретических положений о единицах лексикона и принципах их упорядоченности для хранения в готовности к использованию в «речи для себя» и в «речи для других». Под индивидуальным лексиконом понимается лексический компонент речевой организации человека, формирующийся через переработку языкового опыта и предназначающийся для оптималь4
Стр.5
ного использования в речемыслительной деятельности человека. Каждый этап процесса формирования мысли в речи характеризуется своими единицами лексикона. На этапе замысла функционируют единицы высшей степени интегративности, которые реализуются в универсальном коде, специфика которого определяется его способностью суммировать результаты переработки, получаемой по разным каналам информации. На этапе смысловой программы функционируют единицы более низкой степени интегративности – семантические признаки. На этапе реализации смысловой программы функционируют словоформы. Таким образом, лексикон представляет систему кодов и кодовых переходов, обеспечивающую реализацию процессов смыслоформирования и смыслоформулирования (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Залевская, А.А. Леонтьев и др.). Залевская А.А. объясняет речевой/языковой механизм человека как многоплановый феномен, исследование которого предполагает выявление особенностей его устройства, процессов и их результатов, принципов функционирования при взаимодействии множества внешних и внутренних факторов и неразрывности перцептивного, когнитивного, регулятивного, мотивационного и эмоционально-оценочного (аффективного) аспектов речемыслительной деятельности субъекта. Механизм функционирования слов в индивидуальном сознании базируется на таких принципах как: а) опоры на признак; б) увязывание идентифицированного признака с эталоном; в) принцип актуализации более широкого круга признаков; г) противопоставления признака по качеству или количеству; д) актуализации динамического развития признака. Механизм вероятностного прогнозирования в речевой деятельности – это предвосхищение будущего грамматически и лексически правильно оформленного речевого высказывания, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта. Формирование механизма вероятностного прогнозирования происходит с опорой на имеющийся опыт у человека и с участием различных психических процессов. Механизм вероятностного прогнозирования в речевом поведении является многоуровневым, иерархически организованным. Развитие способности прогнозирования на этих уровнях связано с ведущими видами деятельности и появлением психических новообразований. Способность к прогнозированию влияет и на успешность познавательной деятельности. 5
Стр.6
Важнейшим новообразованием в области дисскурсивного мышления школьников 10–12 лет по словам К.Ф. Седова является умение понимать/анализировать различные тексты, в этом возрасте становится доступным выделение ключевых текстообразующих единиц, извлечение содержательной текстовой информации, понимание имплицитно представленной текстовой информации, свертывание текста. Анализ текста обеспечивается работой определенных языковых механизмов. При этом они оперируют некоторыми специфическими единицами, содержательно наполненными и упорядоченными в целях оптимального использования в соответствующих процессах речеобразования или речевосприятия. Функционирование когнитивных механизмов имеет не речевой характер, но для этого функционирования осуществляется речевая деятельность, реализуемая языковыми средствами. Текстовая деятельность в целом и ее составляющие (порождение и анализ текстовых сообщений) являются процессом решения одной из таких неречевых задач. Современной лингвистикой и психолингвистикой выделены различные языковые механизмы, которые позволяют осуществлять анализ текста. К таким механизмам относятся следующие: механизм сегментации, узнавания, смысловых эквивалентных замен, ассоциирования, трансформации, инференции, компрессии, контроля (Т.В Ахутина, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, О.Д. Кузьменко-Наумова, А.А. Леонтьев, А.С. Штерн и др.). Оценить сформированность языковых механизмов, обеспечивающих анализ текста, можно через определение уровня сформированности текстовых действий. Эти действия соотносятся с механизмами, обеспечиваются ими и контролируют точность выполнения этих действий. Каждое действие обеспечивается слаженной работой нескольких механизмов, один из которых выступает на первый план в зависимости от специфики действия. Наиболее значимыми для осуществления анализа текста являются следующие действия: вычленение структурной организации текста; идентификация текстовых сообщений; развертывание текста; актуализация метафорического переноса; установление неявно выраженной информации; минимизация текста. Оценка сформированности этих действий позволяет не только детализировать диагностические показатели текстовой деятельности школьников, но и разработать коррекционную программу при дефицитарном варианте развития речи. 6
Стр.7
Системное недоразвитие речи первичного генеза (общее недоразвитие речи) в значительной степени препятствует становлению полноценной языковой личности. И даже при наличии систематической коррекционной работы, которая позволяет устранить нарушения звукового и грамматического оформления высказывания, затруднения остаются уже на уровне кодифицированной устной речи, а затем и письменного высказывания, в том числе и анализа текста. Во второй главе монографии приведены данные о сформированности текстовых умений школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием, определены особенности функционирования у них языковых механизмов сегментации, узнавания, смысловых эквивалентных замен, трансформации, ассоциирования, инференции, компрессии, контроля. 7
Стр.8