Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Акмеология  / №4 2016

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА» (100,00 руб.)

0   0
Первый авторТарасова Ирина Владимировна
Страниц7
ID555897
АннотацияВ статье рассматриваются результаты исследования, нацеленного на психологический анализ и изучение концепта «профессиональное самовыражение» преподавателя вуза. Автором рассмотрены различные подходы генезиса концепта и возможности использования данного термина в психологии труда применительно к анализу профессионального самовыражения. Применены методы исследования: сравнительный анализ, включённое наблюдение, контентанализ, опросы преподавателей вузов Теоретически обоснован и эмпирически подтверждён тезис о существовании шести когнитивных признаков профессионального самовыражения преподавателя вуза как концепта: 1) в нем выступает уровень самосознания человека, в том числе и профессионального, причём самовыражение выступает интегрирующим, системообразующим компонентом самосознания; 2) оно является способом, которым личность проявляет, регулирует свою активность в процессе объективации в профессиональной деятельности; 3) оно выступает когнитивной моделью познания личности, посредством которой субъектом осуществляется познавательная деятельность этноса, социума, индивидуума в естественном языке; 4) это многозначный термин, выражающий определённый уровень знания и опыт человека и выражающий следующие компоненты этого процесса: способ организации жизни и регуляции времени; соотношение самолюбия и долга, анализ типа активности; тип противоречий, критических для личности; виды последствий критических противоречий; соотношение проблем саморегуляции, регуляции личностью своей жизни и регуляции личности обществом; тип мотивации; 5) оно эмоционально, личностно, имеет субъективный и личностный смысл и эмоционально-личностную окраску, им может быть выражено как вербальное, так и невербальное через имидж, поведение, реакции и др., а также имеет различные уровни: внешне-имиджевый, социально-профессиональный, творчески-преобразующий; 6) оно порождается и зависит как от уровня общей культуры преподавателя, так и от частных видов культуры — преподавательской, исследовательской, этно-культуры и др., в том числе и его тотальной толерантности. Рассмотренные результаты исследования важны как для личностно-профессионального развития преподавателей вуза и повышения эффективности их деятельности, так и для психологии труда, развития и акмеологии.
УДК159.9.072.43
Тарасова, И.В. СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА» / И.В. Тарасова // Акмеология .— 2016 .— №4 .— С. 73-79 .— URL: https://rucont.ru/efd/555897 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА» Тарасова Ирина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия; ул. <...> Татищева, 20, 414056; e-mail: tarasova_1278@mail.ru РЕЗЮМЕ В статье рассматриваются результаты исследования, нацеленного на психологический анализ и изучение концепта «профессиональное самовыражение» преподавателя вуза. <...> Автором рассмотрены различные подходы генезиса концепта и возможности использования данного термина в психологии труда применительно к анализу профессионального самовыражения. <...> Применены методы исследования: сравнительный анализ, включённое наблюдение, контентанализ, опросы преподавателей вузов. <...> Теоретически обоснован и эмпирически подтверждён тезис о существовании шести когнитивных признаков профессионального самовыражения преподавателя вуза как концепта: 1) в нем выступает уровень самосознания человека, в том числе и профессионального, причём самовыражение выступает интегрирующим, системообразующим компонентом самосознания; 2) оно является способом, которым личность проявляет, регулирует свою активность в процессе объективации в профессиональной деятельности; 3) оно выступает когнитивной моделью познания личности, посредством которой субъектом осуществляется познавательная деятельность этноса, социума, индивидуума в естественном языке; 4) это многозначный термин, выражающий определённый уровень знания и опыт человека и выражающий следующие компоненты этого процесса: способ организации жизни и регуляции времени; соотношение самолюбия и долга, анализ типа активности; тип противоречий, критических для личности; виды последствий критических противоречий; соотношение проблем саморегуляции, регуляции личностью своей жизни и регуляции личности обществом; тип мотивации; 5) оно эмоционально, личностно, имеет субъективный <...>