Адольф Гильдебранд
ПРОБЛЕМА ФОРМЫ
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ
И СОБРАНИЕ СТАТЕЙ
Сокращенное репринтное воспроизведение издания 1914 года
Москва Логос 2011
УДК 73/76
ББК 85.1
Г47
Г47
Гильдебранд Адольф
Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание
статей / пер. <...> Его художественно-теоретические взгляды сложились под
влиянием идей неоидеализма и неоклассицизма. <...> Они во многом обусловили
основные черты его произведений: внутреннюю замкнутость, некоторую
холодность образов, пластическую ясность, компактность и известную
статичность форм, лаконизм, архитектоническую четкость композиции. <...> Концепции Гильдебранда, раскрывающие основные закономерности
взаимодействия форм и пространственных представлений в искусстве,
продолжают сохранять эстетическую, теоретическую и практическую
ценность, а следовательно, и актуальность. <...> В 1914 году на русский язык
было переведено его главное произведение, которое публикуется с
современным комментарием. <...> , вошедших
в издание 1914 года, в репринтной публикации не приводится. <...> Для деятелей искусства и культуры: живописцев, скульпторов,
дизайнеров, литераторов, режиссеров театра и кино, искусствоведов. <...> Гильдебранд за эту работу был удостоен ученой степени
доктора. <...> Книга Гильдебранда явление редкое для литературы по искусству. <...> Это лишенное беллетристического празднословия исследование своей
профессии художником, взгляд на проблему изнутри, что особо ценно
для коллег по цеху. <...> Автор утверждает существование непреходящих
параметров бытия художественной формы, независимых от сменяющих
друг друга стилей и направлений в искусстве. <...> Эти константы
определяются природой нашего зрения того канала восприятия,
в котором и для которого существует произведение искусства. <...> В бессловесном диалоге художника и зрителя участвует и третий
персонаж это изобразительный материал, в котором воплощается
скульптура, картина, гравюра. <...> Понимание материала как активного
«партнера» в <...>
Проблема_формы_в_изобразительном_искусстве_.pdf
Адольф Гильдебранд
ПРОБЛЕМА ФОРМЫ
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ
И СОБРАНИЕ СТАТЕЙ
Сокращенное репринтное воспроизведение издания 1914 года
Москва • Логос • 2011
Стр.3
УДК 73/76
ББК 85.1
Ã47
Ã47
Гильдебранд Адольф
Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание
статей / пер. Н.Б. Розенфельда и В.А. Фаворского; вступ. ст.
À.Ñ. Котлярова. – Ñîêð. ðåïð. âîñïð. èçä. 1914 ã. – Ì.: Ëîãîñ,
2011. – 144 ñ. – Место âûï. îðèã. èçä. и èçä-âî: Ì.: Ìóñàãåòú.
ISBN 978-5-98704-608-1
Адольф Гильдебранд (1847–1921) – немецкий скульптор и теоретик
искусства. Его художественно-теоретические взгляды сложились под
влиянием идей неоидеализма и неоклассицизма. Они во многом обусловили
основные черты его произведений: внутреннюю замкнутость, некоторую
холодность образов, пластическую ясность, компактность и известную
статичность форм, лаконизм, архитектоническую четкость композиции.
Концепции Гильдебранда, раскрывающие основные закономерности
взаимодействия форм и пространственных представлений в искусстве,
продолжают сохранять эстетическую, теоретическую и практическую
ценность, а следовательно, и актуальность. В 1914 году на русский язык
было переведено его главное произведение, которое публикуется с
современным комментарием. Часть статей А. Гильдебранда, вошедших
в издание 1914 года, в репринтной публикации не приводится.
Для деятелей искусства и культуры: живописцев, скульпторов,
дизайнеров, литераторов, режиссеров театра и кино, искусствоведов.
Представляет интерес для интеллектуальных читательских кругов.
УДК 73/76
ББК 85.1
ISBN 978-5-98704-608-1
© Котляров À.Ñ., âñòóï. ñò., 2011
© Ëîãîñ, 2011
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
À.Ñ. Êîòëÿðîâ. Вступительное ñëîâî...............................................VII–IX
От переводчиков ...............................................................................XI–XVI
ПРОБЛЕМА ФОРМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ ..................................................................................... 1–125
Предисловие к третьему изданию ..............................................3–7
Введение .........................................................................................8-10
I. Представление зрительное и представление
двигательное ....................................................................... 11–17
II. Форма и воздействие ....................................................... 18–25
III. Пространственное представление и его выражение
в явлении ............................................................................ 26–32
IV. Плоскостные и глубинные представления ...................... 33-43
V. Восприятие рельефа ............................................................ 44-54
VI. Форма как выражение функции ....................................... 55-67
VII. Скульптура в камне ............................................................ 68-77
Приложение к шестому изданию. Дополнительные
статьи к «Ïðîáëåìå ôîðìû» ........................................ 78–105
Таблицы ................................................................................107–125
Стр.5