Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Петербургский исторический журнал  / №1 2016

Всесословная воинская повинность, русское общество и грамотность новобранцев в России (100,00 руб.)

0   0
Первый авторРудник
Страниц12
ID553847
АннотацияВо второй половине XIX в. вопросы народного образования в России вышли на первый план в ряду других жгучих проблем современности. Поражение в Крымской войне общество восприняло как расплату за культурную отсталость страны, имея в виду низкий уровень грамотности податного населения. Реформа образования была продиктована потребностью в модернизации России. Безграмотность населения препятствовала дальнейшему прогрессу страны. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифицированных специалистах не меньше, чем государственный и административный аппарат. Между тем, говоря о причинах, побудивших общество и правительство обратить внимание на народное образование, исследователи редко отмечают еще один важный побудительный мотив — введение всеобщей воинской повинности
УДК93/94
Рудник, С.Н. Всесословная воинская повинность, русское общество и грамотность новобранцев в России / С.Н. Рудник // Петербургский исторический журнал .— 2016 .— №1 .— С. 14-25 .— URL: https://rucont.ru/efd/553847 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Петербургский исторический журнал № 1 (2016) УДК 93/94 С. Н. Рудник Всесословная воинская повинность, русское общество и грамотность новобранцев в России Во второй половине XIX в. вопросы народного образования в России вышли на первый план в ряду других жгучих проблем современности. <...> Поражение в Крымской войне общество восприняло как расплату за культурную отсталость страны, имея в виду низкий уровень грамотности податного населения. <...> Между тем, говоря о причинах, побудивших общество и правительство обратить внимание на народное образование, исследователи редко отмечают еще один важный побудительный мотив — введение всеобщей воинской повинности. сандра II «о распространении прямого участия в военной повинности, при соблюдении некоторых особых условий, на все вообще сословия в государстве»1 Когда 4 ноября 1870 г. последовало Высочайшее повеление императора Алек, в русском обществе на страницах газет развернулась дискуссия, в которой вопросы образования затрагивались самым непосредственным образом. <...> »3 Другие представители печати успокаивали общество, объясняя, что едва ли есть основания думать, будто бы «введение общей военной повинности обратит государство в военный стан, водворит в нем гнет, убьет просвещение»4 . <...> Например, «Санкт-Петербургские ведомости» не без сарказма писали о предсказуемой реакции купеческого сословия, которое обязательно «немножко всплакнет» по прошлым временам. <...> Но, по мнению издания, в конечном итоге именно «для купечества военная повинность особенно необходима». <...> Среди его представителей было «множество богачей», которые не пускали «своих сынков далее первых классов гимназии» и обычно всё их образование ограничивалось грамотой и «арихметикой». <...> И поскольку срок этот, несомненно, будет сокращен для всех тех, кто окончил «курс в средних учебных заведениях», то «Всеобщая воинская повинность будет иметь для купечества значение “обязательного” обучения». <...> Петербургский <...>