В СТЕНОГРАММАХ МОСКОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РСФСР Вера Александровна Отдельнова, Государственный институт искусствознания, отдел изобразительного искусства и архитектуры, сектор искусства Нового и Новейшего времени, аспирант Козицкий переулок, д. <...> Статья посвящена интерпретациям понятия «реализм» в конце 1960-х годов. <...> Разночтения в понимании границ «социалистического реализма» — единственного допустимого метода советского искусства, утвержденного властью в середине 1930-х гг., — начались вскоре после смерти Сталина и стали предметом публичных дискуссий в годы «оттепели». <...> Охлаждение культурных отношений с Европой и Америкой положило конец череде масштабных выставок западного искусства ХХ в., во многом определявших художественную жизнь «оттепели» и дававших пищу для дискуссий. <...> Несмотря на то что произведения искусства сталин746 /СВЯЗЬ ВРЕМЕН / ской эпохи по-прежнему подвергались критике как в официальных постановлениях, так и во внутренних дискуссиях союзов творческих работников, можно заметить преемственность между риторикой конца 1960-х и 1930-х гг., выраженное, прежде всего, в неприятии модернизма, представлении об искусстве как области идеологии и стремлении к возрождению «национальных традиций». <...> Статья основана на данных архивов Московского отделения Союза художников РСФСР (МОСХ) и освещает круг вопросов, наиболее часто встречающихся в стенограммах в связи с проблемой реализма. <...> Прежде всего это вопросы о допустимости и границах формального эксперимента в рамках реализма, о соотношении формы и содержания в произведении искусства, о поиске новых путей развития тематической картины, а также о необходимости переосмыслить такие традиционные понятия, как «партийность» и «гражданственность». <...> Ключевые слова: Московское отделение Союза художников РСФСР, социалистический реализм, «реализм без берегов», модернизм, тематическая картина, партийность искусства. <...> 746–754/ ского <...>