© Пелихов Д. А., 2016 ГОТОВИМСЯ К УРОКУ УДК 372.881.161.1:371.31 ББК Ч426.819(=411.2)-275 Д. А. Пелихов Челябинск, Россия ИЗУЧЕНИЕ ПОЛЬСКО-РУССКИХ ФОНЕТИЧЕСКИХ СООТВЕТСТВИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ОЛИМПИАДАМ Аннотация. <...> Представление о языковом родстве, получаемое учащимися средней школы только на дополнительных занятиях или факультативных курсах, зачастую остается поверхностным, а между тем умение анализировать и сопоставлять явления русского языка с фактами других родственных языковых систем оказывается необходимым для выполнения заданий олимпиад по русскому языку и языкознанию. <...> Поскольку в качестве одного из наиболее частых языков, факты которого предлагаются учащимся в заданиях лингвистических олимпиад, выступает польский язык, то предметом данной статьи стали регулярные фонетические соответствия именно этих родственных языковых систем. <...> В работе рассматриваются явление полногласия / неполногласия, рефлексы ятя и редуцированных гласных, а также результаты монофтонгизации дифтонгических сочетаний «гласный + носовой согласный» в современных русском и польском языках. <...> Обращение к этим языковым явлениям позволяет также актуализировать знания учащихся из области исторической грамматики русского языка. <...> Целью работы было проанализировать задания олимпиад прошлых лет и представить наиболее общие алгоритмы их решения. <...> Материалы статьи ориентированы на применение в практике школьного преподавания при подготовке учащихся к лингвистическим олимпиадам, а также на уроках русского языка в классах с филологическим уклоном. <...> Ключевые слова: лингвистические олимпиады; русский язык; польский язык; школьные олмпиады; олимпиады по русскому языку; методика преподавания русского языка; методика русского языка в школе; сравнительное языкознание; фонетические соответствия. <...> Pelikhov Chelyabinsk, Russia A STUDY OF CASES OF PHONETIC CORRESPONDENCES IN THE RUSSIAN AND POLISH LANGUAGES IN PREPARING STUDENTS FOR LINGUISTICS OLYMPIADS Abstract. <...> Решение олимпиадных задач <...>