Патронников* КРИТИКА ПЛОТИНОМ АРИСТОТЕЛЕВСКОЙ ТРАКТОВКИ КАТЕГОРИИ СУЩНОСТИ В статье анализируется центральный аспект плотиновской критики учения Аристотеля о категориях — его критика аристотелевской трактовки сущности. <...> Его аргументы на этот счет делятся на две группы: аргументы, исходящие из традиционных платонических допущений, и аргументы, призванные продемонстрировать непоследовательность построений самого Аристотеля. <...> Вторые, в свою очередь, показывают, что два критерия, которым должна удовлетворять аристотелевская первая сущность (быть вот этим, т.е. единичной вещью, и быть независимой от других объектов) не могут выполняться одновременно. <...> По логике Плотина, единичная вещь зависит от своей формы, что находится в согласии с аристотелевским принципом о первенстве актуального перед потенциальным; по этой причине, она не отвечает второму критерию. <...> Таким образом, онтология единичных объектов, содержащаяся в «Категориях» и «Метафизике», оказывается под вопросом. <...> Plotinus’ critique of Aristotle’s account of the category of substance The paper is concerned with Plotinus’ critique of Aristotle’s account of the category of substance. <...> According to Plotinus, the particular is dependent on its form, eidos, which seems to be in agreement with Aristotle’s principle of priority of actuality over potency. <...> : 8 (915) 392-47-36; e-mail: patrilya@gmail.com 3 Основная задача, которой посвящена настоящая статья, состоит в анализе плотиновской критики учения Аристотеля о категориях. <...> Во втором трактате он формулирует собственное учение о пяти категориях умопостигаемого мира, kosmos noētos (правда, он предпочитает использовать термин «роды», genē вместо термина «категории», katēgoriai). <...> Интересно, что предшествовавшая Плотину традиция платонизма, за редким исключением, не видела в «Категориях» ничего принципиально противоречащего платоновской философии. <...> Достаточно процитировать пассаж о диалектике из «Учебника платоновской философии»1: «Проведя расчленение и разделение видов философии, скажем сначала, как понимает Платон диалектику. <...> Поэтому части диалектики суть разделение <...>