Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки  / №4 2015

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ АПОКАЛИПСИЧЕСКИХ МОТИВОВ В ПОЭМЕ С. А. ЕСЕНИНА «СОРОКОУСТ» (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСухов
Страниц9
ID550439
АннотацияАктуальность и цели. В статье в контексте апокалипсических мотивов рассматриваются особенности музыкальных образов поэмы Сергея Есенина «Сорокоуст». Актуальность работы определяется тем, что в современном есениноведении наметилась особая тенденция, связанная с изучением творчества поэта с точки зрения синтеза искусств: литературы и музыки. Цель исследования – доказать, что музыкальные образы играют важную роль в формировании идейно-смыслового содержания произведения и выстраиваются по принципу антитезы. Материалы и методы. Материалом для анализа послужили музыкальные образы «Откровения Иоанна Богослова» и поэмы С. А. Есенина «Сорокоуст». Методология строится на комплексном подходе к исследованию средств художественной выразительности, при котором сочетаются различные методы литературоведческого анализа: историко-литературный, культурно-исторический, сравнительно-типологический. В работе автор опирается на труды ведущих есениноведов О. Е. Вороновой, Н. Шубниковой-Гусевой, на исследования литературоведов А. В. Давыдовой, Е. Г. Эткинда, на концептуальные идеи музыковеда Л. В. Гервер. Для анализа поэмы используются также музыкальные термины, применимые в литературоведении: crescendo, полифония, контрапункт, диссонанс. Результаты. Используя прием музыкальной антитезы, Есенин выразил свое отношение к трагическому конфликту города и деревни. В поэме попеременно солируют несколько музыкальных тем, являющихся аккомпанементом апокалипсических мотивов. В заключительной части звучит финальная музыкальная тема панихидного песнопения, выражающая авторскую позицию. Своеобразный синтез литературы и музыки позволил Есенину художественно отразить трагический процесс гибели русской деревни. Выводы. В процессе исследования был сделан вывод о том, что в поэме «Сорокоуст» принцип музыкальной композиции, основанный на приеме контрапункта, отражает основной конфликт эпохи через антитезу «погибельного рога» и «плачущей тальянки». В финале поэмы с помощью музыкального оксюморона выражена основная идея, отражающая апокалипсическое восприятие наступления техногенного века.
УДК882
Сухов, А.В. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ АПОКАЛИПСИЧЕСКИХ МОТИВОВ В ПОЭМЕ С. А. ЕСЕНИНА «СОРОКОУСТ» / А.В. Сухов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки .— 2015 .— №4 .— С. 126-134 .— URL: https://rucont.ru/efd/550439 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поволжский регион УДК 882 А. В. Сухов МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ АПОКАЛИПСИЧЕСКИХ МОТИВОВ В ПОЭМЕ С. А. <...> В статье в контексте апокалипсических мотивов рассматриваются особенности музыкальных образов поэмы Сергея Есенина «Сорокоуст». <...> Актуальность работы определяется тем, что в современном есениноведении наметилась особая тенденция, связанная с изучением творчества поэта с точки зрения синтеза искусств: литературы и музыки. <...> Цель исследования – доказать, что музыкальные образы играют важную роль в формировании идейно-смыслового содержания произведения и выстраиваются по принципу антитезы. <...> Материалом для анализа послужили музыкальные образы «Откровения Иоанна Богослова» и поэмы С. А. Есенина «Сорокоуст». <...> , на исследования литературоведов А. В. Давыдовой, Е. Г. Эткинда, на концептуальные идеи музыковеда Л. В. Гервер. <...> Используя прием музыкальной антитезы, Есенин выразил свое отношение к трагическому конфликту города и деревни. <...> В заключительной части звучит финальная музыкальная тема панихидного песнопения, выражающая авторскую позицию. <...> Своеобразный синтез литературы и музыки позволил Есенину художественно отразить трагический процесс гибели русской деревни. <...> В процессе исследования был сделан вывод о том, что в поэме «Сорокоуст» принцип музыкальной композиции, основанный на приеме контрапункта, отражает основной конфликт эпохи через антитезу «погибельного рога» и «плачущей тальянки». <...> В финале поэмы с помощью музыкального оксюморона выражена основная идея, отражающая апокалипсическое восприятие наступления техногенного века. <...> Sukhov MUSICAL IMAGES AS A REFLECTION OF APOCALYPTIC MOTIFS IN S. <...> The article deals with peculiarities of the musical images in Sergei Yesenin’s poem “Sorokoust” (A forty days’ requiem) in the context of the apocalyp126 University proceedings. <...> The relevance of the research is connected with the specific current tendency in Yesenin studies to investigate the poet’s creative work from the point of view of artistic synthesism involving literature and music. <...> The purpose of the research is to prove that musical <...>