Волоконская МОТИВ СТРАННЫХ ПРЕВРАЩЕНИЙ В «ПОРТРЕТЕ» Н. В. ГОГОЛЯ: НА МАТЕРИАЛЕ ДВУХ РЕДАКЦИЙ ПОВЕСТИ Аннотация. <...> Традиционно внимание гоголеведов было сосредоточено на второй редакции повести Н. В. Гоголя «Портрет». <...> Современные исследователи склоняются к необходимости изучать обе версии произведения, однако в большинстве случаев сравнительный анализ редакций нацелен на их противопоставление как двух самостоятельных повестей. <...> Цель статьи – сопоставить оба варианта «Портрета» с точки зрения развития сквозного гоголевского сюжета. <...> В статье проводится сравнительный анализ двух версий, опирающийся на изучение мотивной структуры произведения; в центре исследовательского внимания оказывается мотив странных превращений художественной реальности как последовательного отпадения человека и мира от божественного идеала. <...> Выявлены различия в реализации ключевых моментов исследуемого мотива в двух редакциях повести, обусловленные сдвигом авторского внимания от причин к результатам странных превращений. <...> На основании сопоставления двух версий «Портрета» сформулирован внутренний вектор развития единого сюжета гоголевских произведений. <...> Во второй редакции влияние таинственного портрета на судьбу главного героя теряет свою значимость в сравнении с воздействием на него обманчивой петербургской реальности. <...> В сцеплении этих трансформаций не наблюдается отчетливой логики, поэтому предыстория любого предмета, явления или персонажа также теряет свою достоверность, а художественная реальность оказывается во власти хаоса, и ее превращение необратимо. <...> Бегству из Петербурга как спасению от метаморфоз в ранней версии повести противопоставляется необходимость духовного преображения героев второй редакции. <...> GOGOL: BASED ON THE MATERIAL OF TWO VERSIONS OF THE STORY Abstract. <...> The researchers of Gogol’s works used to be interested in the second version of “The Portrait”. <...> This article compares two versions of the story in terms of the development of Gogol’s internal plot. <...> These distinctions are caused by changing of Gogol’s interests <...>