Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки  / №3 2014

МОТИВ СТРАННЫХ ПРЕВРАЩЕНИЙ В «ПОРТРЕТЕ» Н. В. ГОГОЛЯ: НА МАТЕРИАЛЕ ДВУХ РЕДАКЦИЙ ПОВЕСТИ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторВолоконская
Страниц8
ID550332
АннотацияАктуальность и цели. Традиционно внимание гоголеведов было сосредо- точено на второй редакции повести Н. В. Гоголя «Портрет». Современные ис- следователи склоняются к необходимости изучать обе версии произведения, однако в большинстве случаев сравнительный анализ редакций нацелен на их противопоставление как двух самостоятельных повестей. Цель статьи – сопос- тавить оба варианта «Портрета» с точки зрения развития сквозного гоголев- ского сюжета. Материалы и методы. Материалом исследования являются редакции по- вести «Портрет» 1835 и 1842 гг. В статье проводится сравнительный анализ двух версий, опирающийся на изучение мотивной структуры произведения; в центре исследовательского внимания оказывается мотив странных превра- щений художественной реальности как последовательного отпадения человека и мира от божественного идеала. Результаты. Выявлены различия в реализации ключевых моментов иссле- дуемого мотива в двух редакциях повести, обусловленные сдвигом авторского внимания от причин к результатам странных превращений. На основании со- поставления двух версий «Портрета» сформулирован внутренний вектор раз- вития единого сюжета гоголевских произведений. Выводы. Во второй редакции влияние таинственного портрета на судьбу главного героя теряет свою значимость в сравнении с воздействием на него об- манчивой петербургской реальности. В сцеплении этих трансформаций не наб- людается отчетливой логики, поэтому предыстория любого предмета, явления или персонажа также теряет свою достоверность, а художественная реальность оказывается во власти хаоса, и ее превращение необратимо. Бегству из Петер- бурга как спасению от метаморфоз в ранней версии повести противопоставля- ется необходимость духовного преображения героев второй редакции.
УДК821.161.1.09-31+929
Волоконская, Т.А. МОТИВ СТРАННЫХ ПРЕВРАЩЕНИЙ В «ПОРТРЕТЕ» Н. В. ГОГОЛЯ: НА МАТЕРИАЛЕ ДВУХ РЕДАКЦИЙ ПОВЕСТИ / Т.А. Волоконская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки .— 2014 .— №3 .— С. 118-125 .— URL: https://rucont.ru/efd/550332 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Волоконская МОТИВ СТРАННЫХ ПРЕВРАЩЕНИЙ В «ПОРТРЕТЕ» Н. В. ГОГОЛЯ: НА МАТЕРИАЛЕ ДВУХ РЕДАКЦИЙ ПОВЕСТИ Аннотация. <...> Традиционно внимание гоголеведов было сосредоточено на второй редакции повести Н. В. Гоголя «Портрет». <...> Современные исследователи склоняются к необходимости изучать обе версии произведения, однако в большинстве случаев сравнительный анализ редакций нацелен на их противопоставление как двух самостоятельных повестей. <...> Цель статьи – сопоставить оба варианта «Портрета» с точки зрения развития сквозного гоголевского сюжета. <...> В статье проводится сравнительный анализ двух версий, опирающийся на изучение мотивной структуры произведения; в центре исследовательского внимания оказывается мотив странных превращений художественной реальности как последовательного отпадения человека и мира от божественного идеала. <...> Выявлены различия в реализации ключевых моментов исследуемого мотива в двух редакциях повести, обусловленные сдвигом авторского внимания от причин к результатам странных превращений. <...> На основании сопоставления двух версий «Портрета» сформулирован внутренний вектор развития единого сюжета гоголевских произведений. <...> Во второй редакции влияние таинственного портрета на судьбу главного героя теряет свою значимость в сравнении с воздействием на него обманчивой петербургской реальности. <...> В сцеплении этих трансформаций не наблюдается отчетливой логики, поэтому предыстория любого предмета, явления или персонажа также теряет свою достоверность, а художественная реальность оказывается во власти хаоса, и ее превращение необратимо. <...> Бегству из Петербурга как спасению от метаморфоз в ранней версии повести противопоставляется необходимость духовного преображения героев второй редакции. <...> GOGOL: BASED ON THE MATERIAL OF TWO VERSIONS OF THE STORY Abstract. <...> The researchers of Gogol’s works used to be interested in the second version of “The Portrait”. <...> This article compares two versions of the story in terms of the development of Gogol’s internal plot. <...> These distinctions are caused by changing of Gogol’s interests <...>