Поволжский регион УДК 930 В. И. Шувалов ДУХОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИУМА В РАБОТАХ Г. П. <...> Российская эмигрантская историография – сложный и до конца еще не исследованный феномен. <...> Все это с полным правом можно отнести к творческому наследию разностороннего ученого Г. П. Федотова, актуальность работ которого продолжает привлекать внимание исследователей. <...> Много места в его трудах занимает религиозная проблематика. <...> Осмысление его теоретических идей и анализ использованных им в работе категорий и является основной целью статьи. <...> На основе статей и работ монографического характера осуществляется историографический анализ той части творческого наследия Г. П. Федотова, которая связана с изучением социально-психологического аспекта истории. <...> На основе принципа историзма при использовании хронологического и сравнительно-исторического методов вскрывается сущность его воззрений на проблемы духовного развития человеческого социума. <...> В центре внимания Г. П. Федотова – понятие религиозности, в которой он выделяет объективную и субъективную стороны. <...> Это отражает статические и динамические аспекты религиозного сознания как историкокультурного феномена. <...> Осмысление проблемы религиозного сознания в интерпретации Г. П. Федотова позволяет по-новому взглянуть как на проблемы общей методологии, так и на конкретно-исторические аспекты духовной истории России, выявить ее специфику в интерпретации ученого. <...> Ключевые слова: Г. П. Федотов, национальное сознание, религиозное сознание, объективная и субъективная стороны религиозности, особенности духовной истории России. <...> Fedotov concentrates attention on the concept of religiousness as he highlights the objective and subjective aspects. <...> Fedotov gives a fresh view at such problems as the common methodology and also at specific historical aspects of the spiritual history of Russia. <...> Известный русский философ и ученый-иммигрант Г. П. Федотов обстоятельно занимался религиозной проблематикой. <...> Так, исследователь его творчества М. Г. Галахтин справедливо отмечает, что «вся оригинальность <...>