Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки  / №4 2013

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕНИЯ О ЦЕЛЬНОМ ЗНАНИИ В РУССКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ XIX в. (ОТ ЛЮБОМУДРОВ ДО В. С. СОЛОВЬЕВА) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКошарный
Страниц9
ID549774
АннотацияАктуальность и цели. Задачи дальнейшего развития исследований в области теории познания вызывают необходимость обобщения интеллектуального опыта, накопленного в том числе и в русской философии Особый интерес в этом плане представляет учение о цельном знании, развивавшееся в отечественной философии на протяжении XIX–XX вв. Объект статьи – аксиолого-гносеологическая линия в истории русской философии XIX в. Предмет статьи – теоретико-познавательные установки участников московского кружка любомудров, ранних славянофилов, В. С. Соловьева, воплотившиеся в учении о цельном знании. Цель работы – проанализировать гносеологические установки русских философов XIX в. и выявить в них компоненты, составившие концепцию цельного знания. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования трудов русских мыслителей XIX в., исследований советских и российских ученых, посвященных рассматриваемой проблематике. В центре внимания – произведения представителей московского кружка любомудров, славянофилов и В. С. Соловьева. Методологический потенциал включает сравнительно-исторический метод, применение которого позволяет показать оригинальность гносеологических представлений русских философов. Результаты. Раскрываются теоретические и социальные источники и предпосылки концепции цельного знания, осмысливается ее содержание, показывается связь гносеологических позиций русских мыслителей с европейской традицией холистического мышления, указывается на глубокое гуманистическое значение учения о цельном знании для развития последующей русской философской мысли и современной социальной практики. Выводы. На основе анализа историко-философских источников делается вывод о том, что сложившаяся в русской философии XIX в. традиция целостного охвата познавательных способностей явилась выражением стремления русских мыслителей к формированию универсальной личности, свободной от всех видов отчуждения. Успех познания обеспечивается, согласно этой традиции, тесной связью с жизнью во всех ее проявлениях, верностью истине и справедливости, всей совокупности нравственных и эстетических ценностей. Трактовка знания как органического единства истины, добра и красоты определяет глубокое гуманистическое содержание русской философии и тем самым все возрастающее ее значение для человека современной технической цивилизации.
УДК1 (091)
Кошарный, В.П. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕНИЯ О ЦЕЛЬНОМ ЗНАНИИ В РУССКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ XIX в. (ОТ ЛЮБОМУДРОВ ДО В. С. СОЛОВЬЕВА) / В.П. Кошарный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки .— 2013 .— №4 .— С. 59-67 .— URL: https://rucont.ru/efd/549774 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия ФИЛОСОФИЯ УДК 1 (091) В. П. Кошарный ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕНИЯ О ЦЕЛЬНОМ ЗНАНИИ В РУССКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ XIX в. <...> Задачи дальнейшего развития исследований в области теории познания вызывают необходимость обобщения интеллектуального опыта, накопленного в том числе и в русской философии. <...> Объект статьи – аксиолого-гносеологическая линия в истории русской философии XIX в. <...> Предмет статьитеоретико-познавательные установки участников московского кружка любомудров, ранних славянофилов, В. С. Соловьева, воплотившиеся в учении о цельном знании. <...> Цель работы – проанализировать гносеологические установки русских философов XIX в. и выявить в них компоненты, составившие концепцию цельного знания. <...> Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования трудов русских мыслителей XIX в., исследований советских и российских ученых, посвященных рассматриваемой проблематике. <...> В центре внимания – произведения представителей московского кружка любомудров, славянофилов и В. С. Соловьева. <...> Методологический потенциал включает сравнительно-исторический метод, применение которого позволяет показать оригинальность гносеологических представлений русских философов. <...> Раскрываются теоретические и социальные источники и предпосылки концепции цельного знания, осмысливается ее содержание, показывается связь гносеологических позиций русских мыслителей с европейской традицией холистического мышления, указывается на глубокое гуманистическое значение учения о цельном знании для развития последующей русской философской мысли и современной социальной практики. <...> На основе анализа историко-философских источников делается вывод о том, что сложившаяся в русской философии XIX в. традиция целостного охвата познавательных способностей явилась выражением стремления русских мыслителей к формированию универсальной личности, свободной от всех видов отчуждения. <...> Успех познания обеспечивается, согласно этой <...>