Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 471209)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Социальная безопасность (безопасность жизнедеятельности людей): учебное пособие (270,00 руб.)

0   0
Первый авторШрага М. Х.
АвторыКудря Л. И
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц280
ID549564
АннотацияНа основе ноосферной концепции рассмотрены вопросы социальной безопасности жизни и общественного здоровья, социальные риски, которые ставят общественное здоровье в центр концепта «социальная безопасность», концепт о наивысшем достижимом уровне здоровья и выведены основные стратегии социальной безопасности. Обосновано единство медицинской помощи и социальных услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 040400.62 «Социальная работа», 040700 «Организация работы с молодежью»
ISBN978-5-261-00882-8
Шрага, М.Х. Социальная безопасность (безопасность жизнедеятельности людей): учебное пособие / Л.И. Кудря, М.Х. Шрага .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .— 280 с. — ISBN 978-5-261-00882-8

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социальная_безопасность_(безопасность_жизнедеятельности_людей)_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» М.Х. Шрага, Л.И. Кудря Социальная безопасность (безопасность жизнедеятельности людей) Учебное пособие Допущено Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия Архангельск ИД САФУ 2014 1
Стр.1
УДК 614(о75.8) ББК 51.1я73 Ш85 Рецензенты: профессор, доктор философских наук, зав. кафедрой государственного, муниципального управления и менеджмента Института регионологии и управления А.А. Дрегало; профессор, доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья Института общественного здоровья и социальной работы А.Л. Санников Ш85 Шрага М.Х. Социальная безопасность (безопасность жизнедеятельности людей): учебное пособие / М.Х. Шрага, Л.И. Кудря; под ред. проф. М.Х. Шрага; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. Ломоносова. ─ Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 280 с. ISBN 978-5-261-00882-8 На основе ноосферной концепции рассмотрены вопросы социальной безопасности жизни и общественного здоровья, социальные риски, которые ставят общественное здоровье в центр концепта «социальная безопасность», концепт о наивысшем достижимом уровне здоровья и выведены основные стратегии социальной безопасности. Обосновано единство медицинской помощи и социальных услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 040400.62 «Социальная работа», 040700 «Организация работы с молодежью». Редактор Е.А. Зажигина Оригинал-макет Е.А. Банниковой, О.В. Парниковой Дизайн обложки Е.А. Банниковой Подписано в печать 26.02.2014. Формат 70×100/16. Усл. печ. л. 22,57. Тираж 100 экз. Заказ № 1239. Издательский дом ФГАОУ ВПО САФУ 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56 ISBN 978-5-261-00882-8 © Шрага М.Х., Кудря Л.И., 2014 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2014 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Человек рожден, чтобы мыслить: в этом его достоинство и назначение, думать как следует – его долг. Блез Паскаль (1623–1662) Обеспечение социальной безопасности должно стать одной из ключевых задач национальной и социальной политики* . Безопасность (англ. safety, security; фр. securite) – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера. Она предполагает установление политической, экономической и социальной стабильности в государстве, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества на основе партнерства. Основными объектами безопасности являются: 1) личность (человек как социальный субъект) – конституционные права и свободы, личная безопасность, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие общества; 2) общество – его материальные и духовные ценности; 3) государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность**. Личность и общество представляют собой многоуровневую систему, составляющую комплекс объектов безопасности (индивид, семья, профессиональный коллектив, население региона, народ, нация, человечество). Социальная безопасность – это защищенность жизненно важных интересов личности, семьи и общества от внутренних и внешних угроз. Ее объекты – все основные элементы социальной системы обеспечения качества и уровня жизни народа, которые регулируются национальной и социальной политикой. До недавнего времени в социальной политике РФ отсутствовала стратегия социального развития. Следствием этого явились низкая продолжительность жизни, высокий уровень бедности, неоправданно высокая социальная дифференциация населения, региональная диспропорция в уровне *Очирова А. Социальная безопасность – основа социальной политики: по материалам пленарного заседания общественной палаты РФ 25 сент. 2008 г. **О безопасности: закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I. 3
Стр.3
жизни, снижение качества образования и здравоохранения, а также общего уровня духовности и культуры в нашем обществе. Анализ проблем социальной безопасности пока ещё не относится к широко распространённым подходам в российской социологии. Зачастую проблемы социальной среды и основные компоненты социальной безопасности рассматриваются отдельно друг от друга, как автономные. К примеру, общественное здоровье противопоставляется другим социальным фактам. Пришло время, когда проблемы социальной безопасности необходимо анализировать в едином русле системного подхода в социологии. Под опасностью понимают объективно существующую возможность деструктивного влияния на систему (социальную, политическую, экономическую и пр.) со стороны внешних сил. Опасности могут представлять собой как целенаправленные результаты преднамеренных действий с чьей-то стороны, а могут иметь естественное происхождение, а значит, носить – непреднамеренный характер. Наиболее значительную социальную парадигму в XX–XXI вв. представляет социально-профилактическое направление здравоохранения. Уместно отметить, что социальная концепция здравоохранения ни в какой мере и никогда не предполагает ответственности правительств за состояние здоровья каждого гражданина своей страны. Однако эта концепция однозначно устанавливает ответственность государства (правительств) за создание условий для реализации естественного права каждого человека на жизнь и здоровье. По сути, социальная профилактическая медицина является выражением идеала просвещения – «гигиологии» или «позитивной науки здоровья». Несмотря на рост критериев, оценивающих степень образованности общества, фактически отсутствуют необходимые знания рациональной гигиены и диететики детского возраста у родителей и работников образовательных учреждений. При очевидном прогрессе санитарных условий повсеместным фактом остается недостаток чистой и здоровой воды, антигигиеническое устройство жилищ, непомерная скученность, недостаток освещения, вредное отопление в городах. Отметим и антигигиеническую обстановку в образовательных учреждениях, пассивную роль врача в них. Несомненно, что причины плохого здоровья и ответные меры следует искать вне медицинской (клинической) сферы, для осмысленных и согласованных действий нужна, соответственно, постоянно обновляемая база знаний, в том числе о тенденциях развития общества, состоянии здоровья населения, использование обществом своих ресурсов для экономического и социального развития. В XXI век мировое сообщество вступило с осознанием нового содержания понятия «безопасность». Изменения в восприятии опасностей для жизни и риска для здоровья предоставляют реальную возможность для России перейти от идеи гражданской безопасности к её воплощению в повседневную жизнь своих граждан. Одним из препятствий на этом пути стал кризис здравоохранения России, который привел в состояние недееспособности здравоохранительную сферу, несмотря на процесс медикализации почти всех сторон жизни. 4
Стр.4
Сегодня грань между внутренними и внешними детерминантами социальной безопасности становится более аморфной и размытой, чем раньше. При капитализме зародилась и получила наибольшее развитие идея «государственного врачебноведения». В эпоху наибольшей стабильности капиталистического рынка его апологеты стали говорить о социальных задачах. Модерн выделил общественную гигиену в самостоятельную научную дисциплину, а под термином «медицинская полиция» понимал науку о профилактике – знание, которое ставит своей задачей охранять человека от вредных результатов совместной скученной жизни, поддерживать его здоровье и отнести преждевременную смерть. В июле 1918 г. в России (РСФСР) впервые в мире был учрежден Народный комиссариат здравоохранения, который объединил все отрасли медико-санитарного дела. Врачебное искусство было включено в государственное регулирование. В 1977 г. Всемирная ассамблея здравоохранения решила, что главной целью правительств и ВОЗ должно быть достижение всеми народами мира к 2000 г. такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Эта идея затем была выражена в девизе «Здоровье для всех…». Обладание, возможно, высшим уровнем здоровья определяется в уставе ВОЗ как одно из основных прав каждого человека, независимо от расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения. Годом позже на международной конференции по здравоохранению в 1978 г. в Алма-Ате была принята декларация, в которой была подчеркнута роль первичной медико-санитарной помощи. Не все ученые и практики даже сегодня признают аксиому: здравоохранение – социальная система. Так, в 1999 г. бывший министр здравоохранения Ю.Л. Шевченко утверждал, что здравоохранение – отнюдь не социальная сфера, а система жизнеобеспечения, один из важнейших институтов безопасности нации. Речь идет о воистину самом бесценном в мироздании – здоровье и жизни человека. Понятие «социальная безопасность» всегда должно быть отнесено только к живому объекту – будь то один человек или множество, т.е. народ, нация, мировое сообщество людей, или к различным уровням живых природных систем (биота). Социальная безопасность человека как гуманистическая концепция основывается на убеждении, что понятие «безопасность» должно включать основные потребности и права людей: питание, жилье, здравоохранение, образование, осмысленный труд, защиту окружающей среды и т. д. Основная цель курса «Социальная безопасность» – дать слушателям ключевые мировоззренческие и специальные знания по основам безопасности жизнедеятельности, в т.ч. в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС). Основная задача курса – вооружить студентов знаниями и некоторыми практическими навыками, необходимыми для: – изучения системы понятий социальной безопасности; – осознания единственного предмета социальной безопасности (только живой объект); 5
Стр.5
– понимания стихийной сути технической (искусственной) сферы и главных источников опасностей; – овладения основами права по разделу безопасности; – создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания человека. Таким образом, социальная безопасность является ключевой гарантией сохранности и эффективности всех видов инвестиций в человеческий капитал. Для ее обеспечения нужны принятие и выполнение высоких социальных обязательств государства в рамках комплексной системы социальных стандартов. 6
Стр.6
Оглавление ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................. 1. СУЩНОСТь И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛьНАЯ БЕЗОПАСНОСТь» ................................................................................................. Контрольные вопросы .......................................................................................... 2. СОЦИАЛьНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ (СИСТЕМНАЯ) МЕТОДОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТь ЖИЗНЕДЕЯТЕЛьНОСТИ ................................................ 2.1. Начала синергетики ....................................................................................... 2.2. Здоровье как общенаучная категория .......................................................... 2.3. Медико-экологическое направление в здравоохранении .......................... Контрольные вопросы .......................................................................................... 3. СОЦИАЛьНОЕ ЗДОРОВьЕ МОЛОДЕЖИ И РЕПРОДУКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТь ................................................................................................... 3.1. Категория «социальное здоровье» ................................................................ 3.2. Инфекции, передаваемые половым путем .................................................. 3.3. Разные формы наркотизма ............................................................................ Контрольные вопросы .......................................................................................... 4. ОПАСНОЕ ГЛОБАЛьНОЕ ОБЩЕСТВО (ОБЩЕСТВО СТРАХА) И ПРОБЛЕМы УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ............................ 4.1. Основы теории риска ...................................................................................... 4.2. Глобальные социальные риски ..................................................................... 4.3. Факторы риска в здравоохранении .............................................................. 4.4. Здоровье и наследственные болезни ............................................................ Контрольные вопросы .......................................................................................... 3 7 15 16 16 20 24 33 35 35 43 48 65 67 67 74 86 92 99 5. АДАПТАЦИЯ, ХИМИЗАЦИЯ СРЕДы ОБИТАНИЯ, СТРЕССОРы И БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ............................................................................ 101 5.1. Общие теории здоровья .................................................................................. 101 5.2. Общий адаптационный синдром (стресс) ................................................... 105 5.3 Адаптация и состояние здоровья школьников ............................................ 109 5.4. Социальная патология (социопатии): девиантность и социальный контроль ................................................................................................................. 114 5.5. Туберкулез как социальная болезнь современного мира .......................... 120 Контрольные вопросы .......................................................................................... 128 6. КСЕНОБИОТИКИ (ЯДы) КАК ФАКТОРы РИСКА ......................................... 129 6.1. Вредные вещества .......................................................................................... 129 6.2. Основы токсикометрии .................................................................................. 139 6.3. Кислородный парадокс .................................................................................. 142 Контрольные вопросы .......................................................................................... 143 7. ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ И РАДИОАКТИВНыХ ВЕЩЕСТВ НА БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОБъЕКТы ....... 145 7.1. Основные понятия .......................................................................................... 145 7.2. Радиационный фон ......................................................................................... 147 7.3. Биологическое действие на организм ........................................................... 149 Контрольные вопросы .......................................................................................... 153 279
Стр.279
8. ПРАВОВыЕ ОСНОВы СОЦИАЛьНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ............................. 154 Контрольные вопросы .......................................................................................... 158 9. ТРУД КАК ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛьНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 159 9.1. Основные понятия .......................................................................................... 159 9.2. Основные формы проявления труда ............................................................ 161 9.3. Вредности и опасности трудового процесса при воздействии химического фактора .................................................................................................. 173 9.4. Вредности и опасности трудового процесса по показателям микроклимата ................................................................................................................... 176 9.5. Аттестация рабочих мест по условиям труда ............................................. 189 Контрольные вопросы .......................................................................................... 197 10. СОЦИАЛьНыЕ ВОПРОСы БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ........... 199 10.1. Сущность понятия «биологическая безопасность» .................................. 199 10.2. Две тенденции развития в эпидемиологии инфекционных болезней.... 199 10.3. Биологическое оружие ................................................................................. 207 Контрольные вопросы .......................................................................................... 209 11. БЕЗОПАСНОСТь ПИЩИ И ВОДы ................................................................... 210 11.1. Основные понятия и требования к безопасности продуктов и пищи .... 210 11.2. Стратегии безопасности пищи .................................................................... 212 11.3. Основные положения адекватного популяционного питания ................ 218 11.4. Санитарно-эпидемиологические требования к воде ................................ 221 11.5. Продовольственная безопасность ............................................................... 223 Контрольные вопросы .......................................................................................... 226 12. БЕЗОПАСНОСТь ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВыЧАЙНыХ СИТУАЦИЙ И КАТАСТРОФ ............................................................................... 227 12.1. Основные понятия ....................................................................................... 227 12.2. Классификации чрезвычайных ситуаций и катастроф ........................... 231 12.3. Система предотвращения чрезвычайных ситуаций и снижение тяжести их последствий в РФ .............................................................................. 235 12.4. Поведение и действия населения в районах ЧС радиоактивного, химического заражения и в очагах инфекционных болезней ..................... 253 12.5. Здоровье и естественные катаклизмы ........................................................ 261 Контрольные вопросы .......................................................................................... 264 13. ОСНОВНыЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛьНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ........................ 265 13.1. Бедность – главная опасность современности .......................................... 265 13.2. Вопросы благополучия и экономическая наука ....................................... 270 Контрольные вопросы .......................................................................................... 275 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ....................................................................... 276 280
Стр.280

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически