Определяли степень тортиколлиса и эзотропии с помощью призм, подвижность глазных мышц, бинокулярное зрение — с помощью стереотеста. <...> Способность к отведению глаза оценивали до операции и после ее по шкале: от 0 — полное отведение до –4 — полное отсутствие отведения. <...> В результате исследования установлено, что операция транспозиции ВЛМ и ЛПМ привела к улучшению отведения в 50% случаев, причем при различных предоперационных показателях дефицита отведения (от –2 до –4). <...> Улучшение отведения (максимум на 2 балла) также отмечено у 25% человек из группы, в которой проведена только рецессия МПМ. <...> Ограничение отведения ЛПМ не всегда оценивается объективно, оно может маскироваться гиперфункцией антагониста — МПМ. <...> Эффект операции зависит не только от ее способа, но и от функциональных особенностей мышц, что обусловливает необходимость проведения электромиографии ЛПМ глаза у пациентов с синдромом Ш–Т–Д с целью предсказать результат операции. <...> Гусейнов Б. М. (г. Баку, Азербайджан) ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖЕЛЕЗ ТРАХЕИ И ГЛАВНЫХ БРОНХОВ ЧЕЛЕВЕКА Guseynov B. <...> AGE PECULIARITIES OF THE MORPHOMETRIC PARAMETERS OF THE GLANDS OF HUMAN TRACHEA AND MAIN BRONCHI В настоящее время многие вопросы строения желез трахеи и главных бронхов челoвека требуют уточнения. <...> Остается неясным вопрос о количестве желез трахеи и главных бронхов. <...> Методом макромикроскопии изучены железы трахеи и главных бронхов на препаратах, полученных от трупов 130 человек в возрасте от периода новорожденности до старческого. <...> Результаты исследования показали, что железы трахеи и главных бронхов выявляются на всем протяжении как хрящевой, так и перепончатой стенок трахеи. <...> В хрящевой стенке (межхрящевые и предхрящевые) их секреторные отделы располагаются в подслизистой основе и волокнистой оболочке. <...> Подсчёт количества устьев позволяет судить об общем числе. <...> В трахео-бронхиальном дереве в целом этот показатель варьирует от 3191 (новорожденные дети) до 5960 желез в I периоде <...>