Педагогические науки, № 5, 2016 Теория и методика профессионального образования Дадабаева Р.М., кандидат филологических наук, доцент Бежанова С.С., доцент (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД АНТОНИМИЕЙ В КУРСЕ РКИ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Работа над лексикой РКИ предполагает выполнение иностранными студентами различных типов лексических и лексико-грамматических упражнений в процессе изучения общеупотребительной и специальной лексики, характерной для профиля определенного учебного заведения. <...> Среди многообразных видов работы, связанной с системным изучением лексики русского языка, определенное место занимают задания, связанные с синонимично-антонимическими отношениями слов. <...> Цель заданий – от обогащения словарного запаса иностранных учащихся (вводный курс), до развития у них умения живо и образно выражать свои мысли на русском языке (основной курс). <...> Антонимы (гр. anti – против + onyma – имя) – это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения (правда – ложь, говорить – молчать), как правило, относящиеся к одной части речи и образующие пары. <...> Именно достаточно широким использованием антонимов в русской научной, публицистической и художественной литературе, в бытовой речи обусловлено внимание преподавателей РКИ к выполнению упражнений и заданий на антонимические отношения слов, предполагающие противопоставленность слов по содержанию. <...> На самом начальном этапе обучения русскому языку иностранных студентов преподаватель, знакомя с антонимией, отмечает, что, во-первых, не все слова имеют антонимическую пару. <...> В антонимические отношения могут вступать слова, соотносительные по качественному, количественному, временному, пространственному признаку, и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: красивый – некрасивый, много – мало, утро – вечер, удалять – приближать <...>