МНЕНИЕ Равенство доступа к качественному образованию Современный этап образовательных реформ На вопросы «КО» отвечает директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, член Экспертного совета по законодательному обеспечению образования Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике ФС РФ Сергей Косарецкий. <...> – Сергей Геннадьевич, реформы образования проходят в нашей стране практически на каждом витке ее развития. <...> У каждой реформы свои объекты, предпосылки и последствия. <...> – На мой взгляд, можно выделить два Сергей Косарецкий основных подхода к маркировке реформ. <...> Один будет соотносить образовательные реформы вообще с принципами управления государством и характером реформ в России, а второй связан скорее с международными рамками для анализа образовательной политики и образовательных реформ. <...> В первом случае мне близка позиция Михаила Богуславского, который в своих работах показывает, что реформы в России развивались циклически: реформа – контрреформа. <...> Что касается общих черт преобразований, то здесь можно рассматривать два основных вектора реформ: централизация (огосударствление) или децентрализация (автономия, самостоятельность элементов) системы образования. <...> Как ни банально, но я думаю, что это соотносится с аналогичными векторами реформ в государстве вообще: в периоды демократизации у нас происходит демократизация и в сфере образования, а в периоды централизации и укрепления государственности вариативность и автономию стремятся сократить. <...> – Вы имеете в виду, что реформы образования проходят в русле общих перемен в государстве? <...> И это вполне закономерно, потому что меняются идеология и принципы государственного управления, а образование – это идеологическая сфера, и в ней довольно трудно придерживаться либеральных и демократических принципов, если в общей идеологии усиливаются государственнические <...>