Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 612093)
Контекстум
Личность. Культура. Общество  / №2 (78) 2013

И.Ф. АННЕНСКИЙ И Ф. НИЦШЕ: КОНЦЕПЦИЯ САТИРА (эстетико-философский аспект) (100,00 руб.)

0   0
Первый авторФилатова
Страниц7
ID545997
АннотацияВ данной статье сквозь призму концепции хора сатиров как коллективного зрителя рассматриваются представления И.Ф. Анненского и Ф. Ницше о значении эстетической деятельности и высшем человеческом типе
Филатова, О.Д. И.Ф. АННЕНСКИЙ И Ф. НИЦШЕ: КОНЦЕПЦИЯ САТИРА (эстетико-философский аспект) / О.Д. Филатова // Личность. Культура. Общество .— 2013 .— №2 (78) .— С. 163-169 .— URL: https://rucont.ru/efd/545997 (дата обращения: 23.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Warburg A.Dьrer und die italienischeAntike // Gesammelte Schriften, Band 1.2. <...> : КОНЦЕПЦИЯ САТИРА (эстетикофилософский аспект) Аннотация: В данной статье сквозь призму концепции хора сатиров как коллективного зрителя рассматриваются пред ставления И.Ф. Анненского и Ф. Ницше <...> Такова, в частности, концепция сатира, значение которой выходит за рамки профессионального филологического интереса к истории и теории античной трагедии. <...> Своеобразный взгляд на фигуру сатира сложился у Анненского не сразу: в его очерке о религии Диониса (1893) сатиры еще только «пьяницы и лакомки, страстные музыканты и неутомимые танцоры», которые составляли «самый пестрый, веселый и живой элемент тиаса» (см. прим. <...> Ср. наброски Анненского к лекциям: «<.> античная драма будет рассматриваться мною не только исторически. <...> . В статье «Киклоп и драма сатиров» (1906) Анненский и сам отметил, что «ис тинное отношение между сатировской драмой и трагедией, при зарождении и в на чальном развитии этих литературных форм, совершенно нам неизвестно <.>» и, отчасти противореча себе, высказал сомнение в том, что «трагедия вышла из сати ровских хоров» [4, 600]. <...> : концепция сатира блестящим» определение Шлегелем греческого хора как «идеального зрителя», по скольку к «чистейшему и высшему типу зрителя» можно отнести лишь того, кто «бо лее способен воспринимать художественное произведение как искусство, т.е. эсте тически», а хоревты принимают образы сцены как реальные и сочувствуют героям, как «живым существам». <...> Тем самым, продолжает Ницше, «шлегелевское выражение намекает нам на то, что совершенно идеальный зритель дозволяет миру сцены дей ствовать на себя совсем не эстетически, а телесноэмпирически» [11, I, 7980], т.е. не понимает самой сущности искусства как иллюзии. <...> Отголоски этих идей Ницше видны не только в оппозиции протагониста и хора сатиров в драме Анненского «Фамира кифарэд» (1906 г.), что отметила Г.Н. Шелогурова [15, 220221]), но и в одной из лек ций по истории драмы <...>