ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ Традиции в ракетных войсках и артиллерии: историкосоциологический подход Полковник запаса Е.Г. ВАПИЛИН, доктор исторических наук Полковник запаса О.Д. МУЛЯВА, кандидат социологических наук кандидат педагогических наук АННОТАЦИЯ. <...> Проведен историко-социологический анализ традиций в ракетных войсках и артиллерии. <...> Рассмотрены как институциональные (формальные), так и неинституциональные (неформальные) традиции. <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: институциональные (формальные) и неинституциональные (неформальные) традиции, ритуалы, субкультура, эмоциональное восприятие, театральность, отношение офицеров к традициям. <...> . Об этом свидетельствует и стремление к формированию в армии социально значимых типовых воинских ритуалов на основных этапах прохождения военной службы. <...> Типовые, по сути институциональные (формальные) традиции и ритуалы на практике сосуществуют с неинституциональными (неформальными), опирающимися главным образом на силу общественного мнения. <...> В статье рассматривается эволюция преимущественно неинституциональных ритуалов, главным образом на уровне профессиональной субкультуры артиллеристов и ракетчиков. <...> Изучая указанную проблему, авторы использовали исторический и логический методы, контент-анализ мемуарной литературы, интервьюирование, трендовое анкетирование, проведенное с интервалом в четыре года (2010 и 2014 годы). <...> Респондентами являлись офицеры постоянного и переменного состава Михайловской военной артиллерийской академии в количестве 30 человек в 2010 году, 28 человек — в 2014 году. <...> С учетом опыта В ВОЙСКАХ и военно-учебных заведениях бережно поддерживают лучшие воинские традиции, ведут поиск новых подходов к использованию их потенциала1 Баканеев С.А., Вапилин Е.Г. Традиции Михайловской военной академии // Военное образование. <...> Отечественные традиции и зарубежный опыт воспитания войск // Военная Мысль. <...> Динамика ценностей курсантов в процессе обучения // Военная Мысль <...>