Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 468934)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Тестовые задания и ситуационные задачи по гигиене питания

0   0
Первый авторПетров Владимир Александрович
АвторыЧерток Алевтина Геннадьевна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц289
ID545636
АннотацияУчебное пособие представляет дидактический материал для освоения студентами важного блока Федерального государственного образовательного стандарта по специальности Медико-профилактическое дело с учетом соответствующих компетенций, которыми должны владеть будущие специалисты. Этот материал позволяет осуществлять как самоконтроль подготовки, так и ее контроль на разных уровнях освоения дидактического материала по гигиене питания. В качестве базиса в учебном пособии использованы современные информационные ресурсы, в том числе нормативные, методические и распорядительные документы Министерства здравоохранения Российской Федерации и Роспотребнадзора. При подготовке представляемого методического издания применен многолетний опыт его составителей в преподавании соответствующего раздела учебных программ для студентов указанной выше специальности. Учебное пособие предназначено для обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности Медико-профилактическое дело для методического обеспечения учебных дисциплин «Общая гигиена» и «Гигиена питания» с соответствующей координацией и междисциплинарной интеграцией учебного процесса.
УДК613.2(076.1)(075.8)
Петров, В.А. Тестовые задания и ситуационные задачи по гигиене питания / А.Г. Черток, В.А. Петров .— Владивосток : Медицина ДВ, 2016 .— 289 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Тестовые_задания_и_ситуационные_задачи_по_гигиене_питания_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Тестовые_задания_и_ситуационные_задачи_по_гигиене_питания_.pdf
Учебная литература ТГМУ В.А. Петров, А.Г. Черток ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ Учебное пособие Издательство «Медицина ДВ» 690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4 Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru Владивосток Медицина ДВ 2016
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет В.А. Петров, А.Г. Черток ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ Учебное пособие Владивосток Медицина ДВ 2016
Стр.2
УДК 613.2-005 ББК 51.23 П 305 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: А.Я. Перевалов – д.м.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, академик РАЕН, заведующий кафедрой гигиены питания и гигиены детей и подростков Пермской медицинской академии им. акад. Е.А. Вагнера Министерства здравоохранения Российской Федерации О.А. Макаров – д.м.н., профессор кафедры общей гигиены Иркутского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации П 305 Петров, В.А. Тестовые задания и ситуационные задачи по гигиене питания : учебное пособие / В.А. Петров, А.Г. Черток. – Владивосток : Медицина ДВ, 2016. – 288 с. ISBN 978-5-98301-056-7 Учебное пособие представляет дидактический материал для освоения студентами важного блока Федерального государственного образовательного стандарта по специальности Медико-профилактическое дело с учетом соответствующих компетенций, которыми должны владеть будущие специалисты. Этот материал позволяет осуществлять как самоконтроль подготовки, так и ее контроль на разных уровнях освоения дидактического материала по гигиене питания. В качестве базиса в учебном пособии использованы современные информационные ресурсы, в том числе нормативные, методические и распорядительные документы Министерства здравоохранения Российской Федерации и Роспотребнадзора. При подготовке представляемого методического издания применен многолетний опыт его составителей в преподавании соответствующего раздела учебных программ для студентов указанной выше специальности. Учебное пособие предназначено для обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности Медико-профилактическое дело для методического обеспечения учебных дисциплин «Общая гигиена» и «Гигиена питания» с соответствующей координацией и междисциплинарной интеграцией учебного процесса. УДК 613.2-005 ББК 51.23 ISBN 978-5-98301-056-7 © В.А. Петров, А.Г. Черток, 2016 © «Медицина ДВ», 2016
Стр.3
АК АКС БАВ БАД БЭН ВОЗ ВОО Список сокращений – аминокислотный скор; – аминокислота; – биологически активные вещества; – биологически активные добавки к пище; – белково-энергетическая недостаточность; – Всемирная организация здравоохранения; – величина основного обмена; Госсанэпиднадзор – Государственный санитарно-эпидемиологический надзор; ДНК ДОО ЖКТ – дезоксирибонуклеиновая кислота; – дошкольная образовательная организация; – желудочно-кишечный тракт; ДВОО ЖК ИБС ИМТ КЖС КФА ЛПВП ЛПНП ЛПО ЛПП МНЖК МР МТ НЖК ОО ОХС ПНЖК ПОЛ ПТ ПЦР ПЭВМ Р РАМН РНК РФ – должная величина основного обмена; – жирная кислота; – ишемическая болезнь сердца; – индекс массы тела; – кожно-жировая складка; – коэффициент физической активности; – липопротеиды высокой плотности; – липопротеиды низкой плотности; – лечебно-профилактическая организация; – лечебно-профилактическое питание; – мононенасыщенные жирные кислоты; – методические рекомендации; – масса тела; – насыщенные жирные кислоты; – основной обмен; – общий холестерин; – полиненасыщенные жирные кислоты; – перекисное окисление липидов; – пищевой термогенез; – полимеразная цепная реакция; – персональная электронно-вычислительная машина; – Руководство; – Российская академия медицинских наук; – рибонуклеиновая кислота; Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; – Российская Федерация;
Стр.4
СанПиН СК СЭ ТКЖС ТМТ ТР ТС ТУ ФА ФБУЗ ФГОС ФЗ ФТ ЦНС ЦРБ ЧСС ЧХВ ЭТП ЭЦ – санитарно-эпидемиологические правила и нормативы; – сыворотка крови; – суточные энерготраты; – толщина кожно-жировой складки; – тощая масса тела; – Технический регламент Таможенного союза; – технические условия; – физическая активность; – Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения; – Федеральный государственный образовательный стандарт; – Федеральный закон; – факультативный термогенез; – центральная нервная система; – центральная районная больница; – частота сердечных сокращений. – чужеродные химические вещества; – энерготраты покоя; – энергетическая ценность.
Стр.5
Введение Необходимость разработки данной версии методического обеспечения подготовки студентов, обучающихся по специальности Медико-профилактическое дело, обусловлена следующими основными положениями. 1. Новые требования к содержанию и задачам подготовки специалистов по указанной выше специальности, предъявляемые соответствующим ФГОС, в частности, определяемые компетенциями, которыми должен овладеть будущий специалист профилактической медицины. 2. Признание мировым медицинским сообществом алиментарного фактора в качестве приоритетного в формировании уровня общественного здоровья, в распространении и структуре заболеваний населения. 3. Высокая актуальность результатов изучения питания различных групп населения, являющихся необходимым базисом для реализации мероприятий по оптимизации питания населения. 4. Развитие новых разделов науки о питании, вносящих существенные коррективы в методологию изучения и анализа состояния питания населения (нутригеномика, нутригенетика, нутриметаболомика, протеомика и др.), а также методологии оценки пищевого статуса (биоимпендансометрия и др.). 5. Важность и высокая эффективность современных эффективных обучающих и контролирующих технологий в подготовке студентов. При подготовке учебного пособия составители стремились к тому, чтобы охватить обучающими и контролирующими заданиями все основные разделы гигиены питания. При этом учитывалось, что этот раздел гигиены теснейшим образом связан с диетологией. Выделение в разделах II и III отдельных подразделов носит относительный характер, так как все дидактические материалы в структуре гигиены питания, связаны между собой. Так, например, решение проблем безопасности алиментарного фактора неотделимо от общих вопросов оптимизации питания населения, гигиенических аспектов пищевых предприятий и т.д. Следует особо указать, что назначение тестовых заданий и ситуационных задач, как говорилось выше, не ограничивается контрольными функциями. При наличии эталонов их решения они приобретают – 5 –
Стр.6
и эффективные обучающие функции при условии выполнения рекомендаций по работе с ними. Всего в учебном пособии представлено 414 тестовых заданий и 114 ситуационных задач, на основе которых преподаватель может сформировать и предложить вам, уважаемые студенты, самые различные их варианты. Необходимо отметить, что составители стремились отразить в той или иной мере все основные разделы гигиены питания. При этом достойное внимание уделено вопросам базисных и смежных отраслей знаний: биохимии, физиологии человека, клинической медицины, диетологии. Внимание к базисным и смежным отраслям знаний обусловлено тем неоспоримым фактом, что решение задач по обеспечению здорового питания населения невозможно без обращения к этим отраслям. – 6 –
Стр.7
Основные понятия и термины в области гигиены питания и диетологии Авитаминоз – патологический процесс, развивающийся вследствие длительного качественно неполноценного питания, при котором отсутствует тот или иной витамин или необходимый комплекс витаминов; развивается также при неспособности усвоения организмом тех или иных витаминов. Агрессины – вещества (белки, полисахариды), выделяющиеся в результате жизнедеятельности или при распаде патогенных бактерий и способствующие их размножению в тканях хозяина; подавляют механизм противоинфекционного иммунитета. Агрохимикаты – природные или антропогенные химические соединения, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Адаптогены [лат. adaptation – прилаживание, приноровление + гр. genos – рождение] – вещества растительного и животного происхождения, обладающие антистрессорным действием, повышающие устойчивость организма к стрессу, увеличивающие все функциональные резервы, отдаляющие фазу наступления утомления и укорачивающие восстановительный период. Адекватный уровень потребления – уровень суточного потребления пищевых и биологически активных веществ, установленный на основании расчетных или экспериментально определенных величин, или оценок потребления пищевых и биологически активных веществ группой/группами практически здоровых людей (с использованием эпидемиологических методов), для которых данное потребление (с учетом показателей состояния здоровья) считается адекватным [используется в тех случаях, когда рекомендуемая величина (норма) потребления пищевых и биологически активных веществ не может быть определена]. Азотистый минимум – наименьшее количество вводимого с пищей белка, при котором сохраняется азотистое равновесие. Алиментарная аллергия – аллергия, при которой сенсибилизация организма происходит непищевыми аллергенами, проникающими в организм с пищей или per os (консерванты, красители, химические примеси и другие вещества, применяемые в пищевой промышленности, а также производственная пыль, растительные, лекарственные, эпидермальные и другие аллергены). – 7 –
Стр.8
Алиментарные заболевания – первичные (экзогенные) расстройства питания организма и первичные болезни недостаточного и избыточного питания. Алиментарный фактор – фактор, определяемый особенностями питания человека. Альтернативное (нетрадиционное) питание [фр. alternative от лат. alter – один из двух] – использование в питании нетрадиционных диет и продуктов. Альтернативные источники пищевых и биологически активных веществ [фр. alternative от лат. alter – один из двух] – источники пищевых и биологически активных веществ, в установленном порядке разрешенные для пищевого и медицинского использования, получаемые из источников, неотносящихся к безусловно традиционному пищевому сырью и пищевым продуктам (химический синтез, биотехнологические методы получения, лекарственные растения, природное минеральное сырье, продукты пчеловодства и др.). Альтернативные теории (концепции) в области питания – теории (концепции) питания, сущность которых находится в противоречии с постулатами ортодоксальной нутрициологии. Аминокислотная шкала ФАО/ВОЗ – характеристика гипотетического белка, используемая в качестве стандарта при расчетах биологической ценности белка; представляет собой ряд незаменимых аминокислот с указанием их количества на 100 г белка, которое в большой степени способствует оптимальной реализации их функций в организме человека. Аминокислотный скор (АКС) – один из показателей качества белка, характеризуемый отношением содержания незаменимых аминокислот к таковому в стандартном белке (аминокислотная шкала ФАО/ ВОЗ, яичный белок и др.). Аминокислоты – карбоновые кислоты с аминогруппой в α-положении; составные элементы растительных и животных белков. Антиоксиданты – группа пищевых компонентов, предотвращающих в мембранах клеток организма животных и человека реакции перекисного окисления липидов (ПОЛ); эти реакции могут приводить к гибели клеток, их перерождению. Аппетит [лат. appetites – склонность, желание, стремление] – эмоциональное ощущение, связанное со стремлением человека к определенной пище. Аппетит субъективно отличается от ощущения голода, которое отражает потребность организма в питательных веществах и обычно субъективно неприятно. – 8 –
Стр.9
Ассимиляция [от лат. assimilation – уподобление, сходство] – процесс образования химических веществ, необходимых организму, за счет усвоения и превращения питательных веществ у животных и фотосинтеза у зеленых растений. При А. используется энергия АТФ. Безопасность пищевых продуктов – состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. Белки (протеины) [гр. protos – первый, первоначальный] – вычиной которой является недостаток в пище витамина В1 сокомолекулярные азотсодержащие биополимеры, состоящие из L-аминокислот; выполняют пластическую, энергетическую, каталитическую, гормональную, регуляторную, защитную, транспортную, энергетическую и другие функции. Бери-бери [сингальский Beriberi
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически