4 (№№ 75–76) И.Н. ИОНОВ ПРОБЛЕМА ПЛАНЕТАРНОГО ДИАЛОГА И НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ* Важное место в развитии современного обществознания и гуманитаристики играют идея диалога цивилизаций, широко поддержанная ООН, и связанные с ней антропологический и прагматический повороты, актуализирующие повышенное внимание к культурам коренных народов мира, их формам репрезентации реально сти и к их реакциям на попытки осмысления их культурного опыта. <...> Причем претен зии на понимание Иного формулируются либо в западной культуре (постмодернизм, постколониальная критика), либо в кругу держав с имперским прошлым, претенду ющих на роль мировых цивилизаций и выдвигающих универсалистские проекты жизнеустройства, связанные с наследием мировых религий («Альянс цивилизаций»). <...> Совершенно оригинально эта важнейшая для современной культуры тема рас сматривается М.А. Тлостановой и В.Д. Миньоло. <...> Они выводят диалогическую про блематику на новый уровень, ставя в центр внимания условия доступа к диалогу представителей постколониальных культур. <...> Рассуждения Тлостановой и Миньоло выстраиваются на основе анализа боль шого конкретного материала: опыта развития высшего образования среди корен ных народов Эквадора (Межкультурного университета Амаутай Уаси, представляю щего собой новаторскую межобщинную сеть образования, с. <...> Learning to Unlearn: Decolonial Reflections from Eurasia and the Americas (М.В. Тлостанова и В.Д. Миньоло «Учиться разучиваться: деколониальные раз мышления из Евразии и Америк» (на англ. языке). <...> Проблемы планетарного диалога и новые горизонты гуманитарного знания этических подходов, которые позволяют совершенно поновому интерпретировать ситуацию планетарного диалога и связанные с ней проблемы. <...> Метод Тлостановой и Миньоло отличает, вопервых, признание инклюзивнос ти диалога, взаимодействия культур на основе «критического космополитизма», взаимного влияния западной философии с одной стороны <...>