история ВЛАСТЬ И ШКОЛА: ВЕХИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Важнейшим аспектом государственного мышления во все времена была организация подготовки кадров, необходимых для решения общенациональных стратегических задач и обеспечения устойчивого развития страны. <...> При неразвитости рыночных механизмов и систем общественного контроля именно верховная власть нередко становилась инстанцией, единолично определявшей потребности державы в специалистах того или иного профиля. <...> На крутых «виражах» истории, в переломные эпохи, эта способность высшего администрирования оказывалась особенно востребованной. <...> Государственный заказ в данной сфере «оформлялся» и поддерживался как в виде прямого бюджетного субсидирования и управленческих решений, так и путем создания определенных преимущественных условий для трудоустройства и карьеры необходимых стране профессионалов. <...> Перелистаем же страницы летописи отечественного просвещения и посмотрим, как трансформировался государственный заказ в периоды цивилизационного перехода, переживаемые Россией. <...> Прежде всего отметим, что между потребностями государства в сфере образования и запросами любой конкретной семьи во все времена существовало определенное напряжение. <...> На протяжении веков в народе бытовало представление, что «учение книжное», усердное чтение ведут к безумию или нездоровью (или как минимум к развитию мечтательности, что отвращает отрока от «нормальной» жизни). <...> Народная педагогика – это, безусловно, сокровищница древних традиций; но ее социальный горизонт весьма узок и замкнут на интересы семьи, рода, родной деревни… <...> Присутствие государственного начала в образовании очень часто было связано с требованием пожертвовать эгоистическими удобствами и перспективами ради служения державного или церковного. <...> «Первой модернизацией» страны называют сегодня исследователи Крещение Руси князем Владимиром. <...> Разумеется, летописная дата (988 г.) – это только символический <...>