2 (№№ 71–72) МЕЙЕР ФОРТЕС ТОТЕМ И ТАБУ* Аннотация: В настоящей статье автор проясняет специфику антропологического подхода к изучению культурных феноменов, взяв в качестве примера такие взаимосвя занные явления, как тотемизм и табу. <...> Лича, он предлагает взять в качестве основы для их объяснения неодюрк геймианский тип анализа, развитый А.Р. РэдклиффБрауном, трактуя его как тип анализа, центрированный на акторе. <...> В этой перспективе тотемические коды рассма триваются как проистекающие из структурных оппозиций, локализованных в соци альном действии. <...> Radcliffe Brown, which the author interprets as an actorcentered analysis. <...> Ключевые слова: тотемизм, табу, социальная структура, структурная оппози ция, актор, персона (лицо), функционализм, центрированный на акторе анализ. <...> С той же целью РэдклиффБраун в 1931 г. предпринял специальные усилия, чтобы отделить «генерализирующую науку о культуре и обществе» от биологии человека, * ** Перевод статьи публикуется в редакции переводчика. <...> Президентское обращение к Королевскому антропологическому институту Великобритании и Ирлан дии 1966 г. Перевод сделан по изданию: Fortes M. <...> Как и Рэдклифф Браун, я предлагаю его как образцовый пример предмета исследования, к которому применяются специфические данные, методы и теории социальной антропологии и который, вдобавок к тому, характеризует ее историческое развитие. <...> II «Тотемизм, – говорил в 1929 г. РэдклиффБраун (поставив под вопрос полез ность этого слова как технического термина), – не одна вещь, а общее имя для мно жества разных институтов, все из которых имеют или по видимости имеют друг с другом чтото общее» (см. прим. <...> Взять, например, затруднение, в которое я попал в связи с «филиацией» и «комплементарной филиацией». <...> Каждый здесь, несомнен но, знаком с энергичным докладом, которым др Лич открыл в 1961 г. цикл лекций памяти Малиновского. <...> Избавляясь от «тавтологий» дра Ричардс и от «таксономи ческих допущений» РэдклиффБрауна (см <...>