Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Грани  / № 25 1955

Гносеология самопознания (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЛевицкий
Страниц11
ID540820
АннотацияСтатья посвящена философскому призыву "познания самого себя"
Левицкий, С. Гносеология самопознания / С. Левицкий // Грани .— 1955 .— № 25 .— С. 174-184 .— URL: https://rucont.ru/efd/540820 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГНОСЕОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ «Гнотис аутон» — «познай самого себя» — этот философский призыв, развитый Сократом, представляет собой одну из вечных тем философии, которым она обязана самим своим существованием. <...> Поэтому заглавие работы — не психология, а гносеология самопознания. <...> * Исходным пунктом возможности самопознания является самосознание — присущая человеку способность познавать не только внешние объекты, но и самого себя. <...> Способность самосознания представляет собой, может быть, в самую специфическую черту человеческой личности: недаром Лейбниц именно в ней видел главное отличие человека от природы. <...> Предмет самосознания — «я», «самость», дан мне более интимным и глубоким образом, чем вещи внешнего мира. <...> В силу укоренившихся материалистических предубеждений, многие лица склонны отрицать за душевной жизнью всякую глубинность, считать ее чем-то производным, чуть не иллюзорным, по сравнению с осязательной, каждый момент напоминающей о себе, реальностью внешнего, предметного мира. <...> Тем менее склонны такие лица признать своеобразие реального бытия носителя душевной жизни — нашего «я». <...> Тема о гносеологии самопознания, по своей природе, расчленяется на два вопроса: о роде данности «я» (Gegebenhelteartt и о роде бытия «я» (Setnsart). <...> Но перед тем, как строить метафизическое учение о сущности «я», необходимо уяснить себе: 1) каким образом «я» дано самому себе, и 2) каковы условия возможности этой само-данности «я». <...> Если интуиция внешнего мира, обладание им в подлиннике, может быть подвергнута сомнению, хотя бы методологическому, то о себе самом я знаю, во всяком случае, не через посредство чего-то, а непосредственно, интуитивно. <...> Проблема самопознания для него не существует, ибо он и не задумывается над тем, что такое «я». <...> Большинство людей в отношении своего «я» — такие же «наивные реалисты», какими они являются в отношении внешнего мира. <...> И если интуитивизм и родственные ему направления в современной гносеологии <...>