Геннадий Гусев СТРАНСТВИЕ ВЕЛИКОЙ МЕЧТЫ В далекой древности родилась мечта о справедливом устройстве общества, о торжестве добра над злом. <...> Мы продолжаем рассказывать о приключениях этой мечты на сложном пути среди людей до наших дней. <...> Читайте начало в №№ 4, 6–23 за 2013 г., 1–24 за 2014 г., 1–3 за 2015 г. ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ Революционный, героико-гражданский романтизм декабристов — лишь один (хотя, бесспорно, и важнейший) из духовных родников, от слияния которых начинается необъятная стихия исканий Истины, Добра и Красоты, исканий тайны всечеловеческого счастья, исканий социализма, составляющих содержание и внутреннюю пружину развития великой русской литературы XIX века. <...> Назовем теперь еще один родник российской Мечты. <...> Это прогрессивный романтизм, вобравший в себя и ренессансное преклонение перед гармонией Древней Эллады, и просветительский культ Разума, и байроновское неприятие социального зла, меркантильной бездуховной буржуазности. <...> Идеалы Просвещения, лозунги Французской революции пронизывали духовную атмосферу России первой четверти XIX века. <...> Рождавшаяся вместе с веком новая литература впитывала эти идеалы и перерабатывала их на свой лад, на русский манер, сплавляя с многовековыми народными этико-культурными началами. <...> Стремительно перелистываются страницы тяжеловесно-высокопарного классицизма, умильно-галантного сентиментализма, пол-ного вздохов и тайн элегического романтизма. <...> Великое может произрасти только на богатой духовной ниве. <...> Русская литература накапливает новое качество — глубинный реализм. <...> В ней все более явственно складывается духовная и нравственная установка на неприятие зла, на внутреннюю независимость от неправедного мира, на самоценность человеческой личности. <...> Это, в частности, нашло свое оригинальное выражение в творчестве поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787—1855 гг.) <...> . Он выступил на поприще поэзии в 1806 году с первым своим программным стихотворением <...>