Руднев В.Н., кандидат педагогических наук, доцент Мотивация чтения у российской молодежи Текущий год в России объявлен Годом литературы. <...> Его задача — привлечь внимание к отечественной словесности, культуре чтения. <...> Традиционно виновными в этом объявляются Интернет, компьютерные игры, сотовые телефоны и т.п. <...> Мы решили провести социологический опрос на тему «Чтение глазами современной молодежи» среди студентов московских вузов. <...> Пожалуй, наиболее интересны его результаты, связанные со сферой мотивации чтения у российской молодежи. <...> М отивы — это и потребности, и интересы, и эмоции, и установки, и идеалы. <...> Чаще всего педагоги в своей работе с учащимися обращаются к мотиву развития личности: «Читать нужно, чтобы расширить кругозор, чтобы быть культурным» и т.п. <...> «Непосредственный интерес — вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко», — писал Ж.-Ж. <...> В своей культовой книге эпохи Просвещения «Эмиль, или О воспитании» он предложил проблемно-ориентированный способ обучения. <...> В ней наставник своему ученику Эмилю устроил урок «практической астрономии»: притворился, что потерял дорогу. <...> Вместе они проплутали без завтрака весь жаркий летний полдень в лесу, затем смогли отыскать дорогу домой по положению солнца. <...> Цель педагогического эксперимента воспитателя Эмиля заключена в итоговой фразе: его ученик теперь понял, что «астрономия на что-нибудь да годится». <...> В традиционной культуре, в том числе и российской, эту функцию выполняло чтение. <...> Общение с книгой 44 НАША МОЛОДЁЖЬ № 11–12(101–102), 1–30 июня 2015 www.nasha-molodezh.ru приносило человеку успокоение, умиротворение, объясняло происходящее вокруг него. <...> Вспомним «читающих героев» русской литературы: Татьяна Ларина — поклонница сентиментальных романов, Владимир Ленский — романтической поэзии, Евгений Онегин — политических и экономических сочинений. <...> В настоящей статье мы остановимся на вопросе мотивации чтения у современной российской молодежи <...>