нефтегазовые компании россии: зарубежные стратегии и конкурентоспособность Аннотация В статье рассмотрены вопросы формирования и современного состояния мирового нефтегазового рынка. <...> Проведен анализ факторов укрепления конкурентных позиций нефтегазовых компаний (НГК) на примере российских, китайских и индийских НГК. <...> Выявлены последствия принятия как отрицательных, так и положительных решений государства, в частности, речь идет о политике поддержки национальных компаний и вытеснении с российского рынка частных НГК. <...> Даны рекомендации по формированию стратегии энергетической безопасности России. <...> Ключевые слова: нефтегазовые корпорации, факторы конкуренции нефтегазовых компаний, нестабильность мирового нефтяного рынка, борьба за энергетический рынок Индии, государственная поддержка, международный нефтяной бизнес сновываясь на теоретических подходах С. <...> Кэссена и др., а также с учетом практики ведущих международных энергетических компаний можно выделить пять факторов, позволяющих российским нефтегазовым корпорациям усилить свои конкурентные преимущества при зарубежной экспансии. <...> В их числе: О Ахриева Розали Юсуповна бухгалтер Департамента учета и отчетности, ОАО «Лукойл» rozali.akhrieva@ lukoil.com 86 1) доступ к новым рынкам сбыта для своей про дукции; 2) установление контроля за полезными ископаемыми и сырьем для своего производства; 3) повышение эффективности производства за счет оптимального размещения ресурсов; 4) приобретение новых технологий, квалифицированного персонала; 5) достижение независимости от негативных политических событий, которые могут осложнить функционирование компании. <...> Начало XXI века ознаменовалось формированием новых условий конкурентной борьбы на мировом российское предпринимательство, № 20 (218) / октябрь 2012 нефтяном рынке. <...> Это обуславливалось тремя взаимосвязанными факторами: изменением геополитической обстановки, которое сопровождалось усилением нестабильности <...>