Необыкновенные люди Алексей Самойлов То, что Андрей Дмитриевич Сахаров – человек необыкновенный, признают все. <...> Одни – за разработку водородной бомбы, другие – за ровно противоположное: правозащитную деятельность, борьбу за свободу мысли, за запрещение ядерного оружия. <...> В этом очерке приводятся размышления о Сахарове тех людей, которые разделяют его гражданскую позицию 90 Спасение человечества – первая задача человека Когда в декабре 1989 года умер Андрей Дми триевич Сахаров и Москва хоронила его, бы ли люди, испытавшие во Дворце молодежи, где проходило прощание, странное чувство, будто они присутствуют на собственных по хоронах. <...> «Когда я вышел из дворца и шел на встречу бесконечной очереди, – рассказы БЗ! <...> №5 вал культуролог, философ, чело век драматической судьбы Гри горий Померанц, – мне стали от мываться стилистически запрет ные, затасканные слова: всена родное горе, всенародное брат ство в горе». <...> В начале следующего года Григорий Померанц попытался определить «феномен Сахаро ва». <...> В статье, которая так и назы валась, он писал: цессов и решительно ничего не воображать о себе – это очень трудно повторить. <...> Откуда взять эту простоту, эту свободу от обиды, страха и ненависти? <...> » «С тех пор как вышло разре шение мыслить, у нас оказалось очень много умных и достойных людей. <...> Но действовать на авансцене истории и ни минуты не хмелеть от славы, обладать пониманием злободневных про ные идеи Сахарова – космополи тизм и конвергенция. <...> Напри мер, что важнее всего для Саха рова была личность… Космополит – гражданин ми ра, то есть человек, готовый по жертвовать своими частными привязанностями ради челове чества… Сахаров любил челове чество и все время заступался за отдельных людей. <...> Такая же простая вещь – кон вергенция, сближение режи мов, называемых разными сло 91 А.Д.Сахаров. <...> Интуитивно он исходил из того, что социализм – это не ка каято жестко определенная схема <...>