№2 Необыкновенные люди Алексей Самойлов Театр, созданный Юрием Петровичем Любимовым в Москве более полувека назад, был местом притяжения не только зрителей всей страны. <...> Это было пространство свободы – редкая роскошь для несвободной страны В присутствии гения Друг Анны Ахматовой, сэр Исайя Берлин, английский философ, историк, родившийся в Риге и встретивший революцию 1917 го в Петрограде, определял ге ния как человека исключитель ной творческой силы, порожда ющей истины и смыслы. <...> В при сутствии гения, говорил Берлин, испытываешь уникальное чув ство, такого человека не спута ешь ни с кем другим… Тем из нас, чей родной язык – русский, повезло: уникальное чувство быть в присутствии ге ния мы испытываем всякий раз, когда снимаем с книжной полки тома Пушкина, Лермонтова, Го голя, Толстого, Чехова. <...> Иногда случалось попадать в плен гения в театральном зале, скажем, на Таганке, на есенинскомлюби мовском «Пугачеве» с рвущим душу хриплым голосом Высоц кого – беглого каторжника Хло пуши: «Проведите, проведите меня к нему: я хочу видеть этого человека!» <...> Или у телевизионно го экрана, как сорок один год на зад, когда в спектакле «Всего не сколько слов в честь господина де Мольера» сошлись сразу че тыре гения: Жана Батиста Моль 89 Юрий Любимов: «Вольность сопровождает искусство» ера, героя пьесы Михаила Булга кова, играл Юрий Любимов, а по ставил эту трагедию о художнике и власти Анатолий Эфрос. <...> 90 А какой психологический ключ подобрать к рассказу о жизни Юрия Петровича Любимова, ушедшего от нас в пятый октябрь ский день прошлой осени на де вяносто восьмом году жизни? <...> Я долго раздумывал над этим, вспоминая спектакли «Таганки», наши встречи с Юрием Петрови чем в редакции журнала «Авро ра» и у театрального критика Ра исы Моисеевны Беньяш, перечи тывая книги самого Мастера и то, что написано о нем, – и нако нец остановился на двух ключах. <...> Возникновение но вого в искусстве <...>