ДЕТАЛИ Эволюция двигателей — эволюция масел Олег ПАРАМОНОВ Сотни лет человечество тщетно бьется над созданием вечного двигателя. <...> Без сомнения, это изобретение стало бы величайшим достижением в истории нашей цивилизации. <...> Поэтому время от времени появляются люди, заявляющие о том, что достигли заветной цели. <...> Однако практические эксперименты ставят крест на всех попытках подобного рода, и виной тому трение, сводящее титанические усилия ученых и любителей к одному и тому же результату — к нулю. <...> Конечно, рано или поздно законы физики берут свое, но добиться отсрочки старения двигателя, причем довольно существенной, уже удалось. <...> 68 КУЗОВ 2010 ДЕТАЛИ Самым ярким примером успешной борьбы с трением является двигатель внутреннего сгорания (ДВС), история которого, по утверждению одних исследователей, началась в конце восемнадцатого века, другие же считают, что он был изобретен на целых сто лет позже. <...> Так или иначе, предшественником бензинового мотора можно считать паровую машину. <...> Она обладала низким коэффициентом полезного действия, что, впрочем, не мешало ей передвигать не только многотонные паровозы, но и легковые автомобили (см. <...> Однако по различным причинам такой широкой популярности, как ДВС, паровая тяга не получила. <...> Понятно, что работа столь сложного, как ДВС, механизма невозможна без использования смазочных материалов. <...> Спустя сорок лет, в 1911 году, Верховный суд США на основе антимонопольного акта Шермана постановил раздробить Standard Oil на 34 небольшие компании. <...> Две из них впоследствии объединились и превратились в компанию Mobil, с именем которой связаны очень многие технические достижения человечества в области смазочных материалов. <...> Например, мотор аэроплана братьев Райт, паровые машины «Титаника» и турбины первой американской атомной подлодки «Наутилус» смазывались маслами Mobil. <...> Сейчас, по прошествии стольких лет, трудно поверить в совпадение: именно в год создания бензинового ДВС произошло слияние <...>