ББК Ш141.12-51+Ш33(2Рос=Рус)63-8,44 Н. Б. Руженцева Екатеринбург, Россия ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА В. АКСЕНОВА <...> «Московская сага» и посвящена функциям политических текстов в контексте художественного произведения — модификации семейно-бытового романа. <...> в текстовую ткань произведения, автор статьи приходит к выводу, что политические тексты выполняют в нем три основные функции: организуют архитектонику романа, репрезентируют и транслируют авторскую точку зрения. <...> С точки зрения архитектоники политический текст в романе В. Аксенова <...> выполняет функцию фона, на котором развертываются сюжетные линии (истории членов московской интеллигентной семьи). <...> В свою очередь, фоновая целостность обеспечивается внутренней связностью политических текстов: связями между отдельными политическими текстами посредством единства (или близости) интенций, единства тональности собственно политических текстов, единства иронической тональности авторского комментария, логического единства при текстопорождении. <...> Как следствие — основной текст (собственно повествование) как бы «вставляется» в вертикальный контекст эпохи. <...> Кроме того, фон, состоящий из массива политических текстов, призван подчеркнуть неоднозначность интерпретации политических событий, противоречивость, релятивизм эпохи 20—30-х гг., смену оценок в зависимости от политических установок. <...> Функцией политического текста является также репрезентация авторской точки зрения (неприятие сталинизма во всех его проявлениях). <...> Точка зрения автора репрезентируется прежде всего посредством разнообразия жанровых форм и трансформаций политических текстов Функцию трансляции негативной авторской точки зрения выполняют негативно-оценочная деталь, отражающая разные каналы восприятия окружающей действительности; ирония, сарказм, автокомментарий, использование ближайшего контекста с целью <...>