М АШИНО СТРОИТЕЛЬ www.mashizdat.ru Бабаев С.Г., Керимов В.И. <...> НИИ «Геотехнологические проблемы нефти, газа и химия» Азербайджанской Государственной Нефтяной Академии РЕЗУЛЬТАТЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРЯМОТОЧНЫХ ЗАДВИЖЕК ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФОНТАННОЙ И ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРАХ Замерами, произведенными на действующих нефтяных скважинах, выявлены значительные вибрации на задвижках фонтанных арматур, как результат пульсации давления добываемой продукции. <...> Установлено, что вибрации приводят к отказам деталей затвора задвижек из-за возникающего фреттинг-коррозионного изнашивания. <...> На специально созданной стендовой установке раскрыт механизм фреттинг-коррозионного изнашивания в нефтяной среде, рекомендованы материалы для деталей затвора задвижек. <...> Разработана и испытана новая конструкция прямоточной задвижки, практически исключающая преждевременные отказы. <...> Среди выпускаемых нефтепромысловым машиностроением изделий одними из достаточно отработанных конструкций являются прямоточные задвижки с затвором типа «металл металл». <...> Эти задвижки широко применяются при эксплуатации скважин фонтанным и компрессорным способами, а также в различных трубопроводных арматурах во многих отраслях промышленности. <...> 1 изображена прямоточная задвижка ЗМ65Ч21 с затвором типа «металлметалл», с условным проходом 65 мм, рассчитанная на рабочее давление 21 МПа. <...> В результате исследований изношенных шиберов и седел задвижек, а также промысловыми обследованиями [1] выявлены механизм изнашивания деталей и причины нарушения работоспособности запорного узла. <...> Прежде всего, существенное и специфическое влияние на характер и интенсивность отказов запорных элементов задвижек оказывают условия эксплуатации. <...> Именно в различающихся эксплуатационных условиях возникают и получают развитие отдельные подвиды коррозионно-механического изнашивания, как результат сочетания определенных физических, химических <...>