НАСЛЕДИЕ УДК 75.03(4)(091) ББК 85.143(2)г Ф.В. ФУРТАЙ РОЛЬ ЧЕРНОВИКА В ЕВРОПЕЙСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ И ФОРМАЛЬНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ Франциска Викторовна Фуртай, Ленинградский государственный университет им. <...> Статья посвящена весьма редкой в искусствознании теме — эволюции черновика как художественного и социокультурного явления от Средних веков до эпохи модерна. <...> Основание и механизмы для эволюции черновика лежали в сфере онтологии культуры и были связаны, в частности, с субъектно-объектными отношениями внутри целостных культурных эпох и творческими методами, которые они порождали. <...> Прослеживается функциональная эволюция черновика, начиная с теоцентрической культуры Средневековья, в которой он существо330 /НАСЛЕДИЕ / вал в форме универсального образца, был необходим мастеру не только как начальная визуализация творческой идеи, но и для выработки иконографии и канона. <...> В эпоху Возрождения, когда радикальному пересмотру подверглись место и роль человека в мире и из цехового ремесленника и «анонимного украшателя Дома Божьего» творец превратился в гуманиста, аристократа духа и «царя, созерцающего свои владения», черновик индивидуализируется и приобретает функцию инструмента для более глубокого знакомства с окружающим миром, формализуется в виде тщательных натурных зарисовок, т. е. штудий. <...> С наступлением Нового времени, когда автор все более идентифицировал себя как свободный художник, следующий своему видению, черновик, визуализировавший стадии творческого процесса, стал существовать в основном в виде зарисовки, наброска, эскиза и этюда. <...> Специфика функций черновика в эстетико-художественной парадигме модерна состояла в том, что черновик, кроме композиционно-колористических задач, стал выступать инструментом ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. <...> Роль черновика в европейском изобразительном искусстве: функциональная эволюция. /с. <...> 330–338/ создания того верного (с точки зрения <...>