В статье вводится в научный оборот неизданная поэма середины XIX в. о просветителе Коми края Стефане Пермском (ум. <...> 1396), создавшем в ходе христианизации местного угро-финского населения новую письменность — пермскую азбуку. <...> . Особый интерес представляет знакомство автора поэмы с памятниками, отражающими древнюю письменность, — надписями на двух иконах XIV—XV вв., одна из которых 612 /ORBIS LITTERARUM / в настоящее время утрачена. <...> Неизданная поэма XIX в. о великом книжнике XIV в. <...> М иссия Стефана Пермского по христианизации Коми края в конце XIV в., сопровождавшаяся созданием новой письменности — пермской азбуки, — событие, ставшее важным явлением не только для истории культуры нового многонационального Российского государства, формирующегося на востоке Европы из Московского княжества, но, безусловно, и мировой культуры. <...> Неизданная поэма XIX в. о великом книжнике XIV в. <...> Вычегодско-Вымская летопись XVI в. «дополнена преданием, родившимся ко времени создания летописи в церковной среде» [7, с. <...> 2), созданной в Коми крае в 1840-е гг., хранящейся в отделе рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ) уже 137 лет, но не привлекавшей до сих пор внимания ученых [9]. <...> В этом довольно объемном стихотворном тексте (около 1000 строк), написанном поэтом-любителем, очевидно, студентом местного духовного учебного заведения, отразилась попытка представителя нарождающейся местной интеллигенции освоить фольклорную /ORBIS LITTERARUM / 613 Морозов Б.Н. <...> 77] было дано описание этой рукописи, включенной в Музейное собрание: «19 (2189). <...> Повесть о Стефане Пермском, в стихах, писанная для зырян, по сохранившимся у них преданиям. <...> Протоиерей Арсений Михайлович Попов (1816—1882) стал настоятелем Велико-Устюжско614 /ORBIS LITTERARUM / го Успенского собора в конце своей многолетней иерейской службы — в 1877 году. <...> В письме от 29 января 1878 г. он писал: «При сем посылаю Вам стихотворную рукопись, которая сочинена в Зырянском крае в г. Яренске, в начале настоящего столетия каким-то учеником <...>