Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
ПОЛИС. Политические исследования  / №5 2016

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, ДИСКУРС И РЕАЛЬНОСТЬ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (200,00 руб.)

0   0
Первый авторШвырков
Страниц14
ID528899
АннотацияВ статье анализируются отношения между теорией, дискурсом и политической реальностью. Проводится различение политической реальности и политических фактов: последние возникают только с появлением политической теории, и умножение числа теорий всегда означает умножение числа фактов. Вместе с тем политические теории лишь в малой степени “покрывают” имеющееся множество фактов. То, откуда черпаются политические факты, – это политическая реальность. Она непостижима, бесконечна, неисчерпаема, т.е. обладает большинством характеристик, которыми средневековые философы наделяли Бога. В силу особенностей происхождения политических теорий, в частности, их тесной связи с личностями их творцов и принципиальной, сущностной нормативностью, они могут существовать в определенной степени независимо от политической реальности. Теории служат источником слов для политического дискурса и моделей для организации политических институтов. Отношения между теорией и дискурсом лучше всего описываются с помощью метафоры порождения. То есть дискурс не является упрощенным или искаженным вариантом теории, а имеет свою собственную природу. Теория делает возможным консенсус по поводу политических установлений и институтов, поскольку предоставляет ограниченный набор альтернатив для таких установлений и институтов, независимо от того, как эти альтернативы понимаются политиками. Поскольку любой политический дискурс не может не основываться на политической теории, рано или поздно возникает согласие по поводу одной из этих альтернатив
Швырков, А.И. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, ДИСКУРС И РЕАЛЬНОСТЬ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / А.И. Швырков // ПОЛИС. Политические исследования .— 2016 .— №5 .— С. 66-79 .— URL: https://rucont.ru/efd/528899 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

66-79 DOI: 10.17976/jpps/2016.05.06 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, ДИСКУРС И РЕАЛЬНОСТЬ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ А.И. <...> Швырков ШВЫРКОВ Александр Иванович, кандидат философских наук, докторант Харьковского национального университета им. <...> Проводится различение политической реальности и политических фактов: последние возникают только с появлением политической теории, и умножение числа теорий всегда означает умножение числа фактов. <...> Вместе с тем политические теории лишь в малой степени “покрывают” имеющееся множество фактов. <...> Она непостижима, бесконечна, неисчерпаема, т.е. обладает большинством характеристик, которыми средневековые философы наделяли Бога. <...> В силу особенностей происхождения политических теорий, в частности, их тесной связи с личностями их творцов и принципиальной, сущностной нормативностью, они могут существовать в определенной степени независимо от политической реальности. <...> Теории служат источником слов для политического дискурса и моделей для организации политических институтов. <...> То есть дискурс не является упрощенным или искаженным вариантом теории, а имеет свою собственную природу. <...> Теория делает возможным консенсус по поводу политических установлений и институтов, поскольку предоставляет ограниченный набор альтернатив для таких установлений и институтов, независимо от того, как эти альтернативы понимаются политиками. <...> В максимально сжатом и конкретном виде проблему, анализу которой посвящена данная статья, можно сформулировать так: почему политики лгут, а мир (государства, общества, нации и проч.) между тем продолжает существовать? <...> Важно отметить, что речь идет не об обычной, так сказать, частной лжи, когда политик, например, говорит, что не крал, хотя на самом деле крал (именно так проблема лжи политиков рассматривается в [Тарасов 2007]). <...> Речь идет о лжи сущностной, фундаментальной, такой, например, когда на словах политик поддерживает демократические ценности, но его поведение <...>