ОБРАЗОВАНИЕ М УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОЛОГИЯ Учитесь и читайте. <...> Ф.М. Достоевский Освещаются проблемы устойчивого состояния биосферы и обсуждается роль системы современных знаний в сохранении естественного состояния природной среды. <...> Многообразие окружающего нас мира требует глубокого и комплексного познания фундаментальных концепций, категорий и закономерностей, отражающих свойства материи, пространства и времени, живого мира, а также культурные и духовно-нравственные ценности всего человечества. <...> Фундаментальные понятия, законы и принципы отражают явления не только материального, но и социального мира. <...> К сожалению, прошедшее время оставило немало примеров того, что забвение основополагающих истин и попрание нравственных законов наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку. <...> Завершился XX век, явивший миру новую техногенную цивилизацию. <...> Человек вышел в космос, проник внутрь атомного ядра, освоил новые виды энергии, создал мощные вычислительные системы, разгадал генетическую природу наследственности, научился в невиданных масштабах использовать богатства природы. <...> Однако гораздо меньше он преуспел в рациональном и бережном отношении к природе и богатейшим е¸ ресурсам. <...> Что же происходит сейчас, в период развития человечества на техногенной основе? <...> По оценкам палеонтологов, за все время эволюции жизни на Земле чередой прошли около 500 млн видов живых организмов. <...> Только в результате вырубки лесов суммарные потери составляют 4–6 тыс. видов в год. <...> 8 зительно в 10 тыс. раз больше естественной скорости их вымирания до активного вмешательства человека в природу. <...> Одновременно на нашей планете появляется все больше видов искусственной, преимущественно промышленной продукции, иногда называемых техногенными популяциями. <...> Начиная с 1970 г. мировой автотранспортный парк увеличивается примерно на 16 млн машин в год и к 2020 г. составит более одного миллиарда машин <...>