уДк — 81�2� МЕТафОрИчЕСКаЯ НОМИНацИЯ ЭМОцИОНалЬНОгО ВОЗДЕйСТВИЯ ПрОСТраНСТВЕННыХ ЭлЕМЕНТОВ В НЕМЕцКИХ ТЕКСТаХ И. С. глушкова Воронежский государственный университет объектом нашего исследования являются пространственные номинации линия, точка, формы, выводящие в область языковой репрезентации пространственного кода на материале русских и немецких искусствоведческих текстов об абстрактной живописи. <...> В рассмотренной группе «эмоциональные характеристики и воздействие» мы отмечаем ряд оценочно-экспрессивных метафор, выражающих эмоциональное негативное и позитивное воздействие пространственных объектов на реципиента. <...> Способы языковой категоризации пространства и органично связанного с ним лексико-семантического поля «форма» составляли в последние годы важный предмет исследования отечественных и зарубежных лингвистов [3�� 8�� 10]. <...> Форма предмета, как одна из центральных категорий пространства, является объектом художественного анализа и описания в искусствознании, а также многих психологических исследований. <...> С этой точки зрения особый интерес для нас представляет модернистское искусство, в котором знаковая функция геометрической формы и эмоциональное воздействие пространственных элементов отражены наиболее ярко: «…художник был захвачен эмоциональным и интеллектуальным усилием. <...> Это была, в первую очередь, жажда постичь закономерности ординарной человеческой психики, жажда ее гармонизации при столкновении с реалиями меняющегося, «расширяющегося» мира» [9, 44]. рассмотрены такие пространственные номинации, как форма, точка, линия, выводящие в область языковой репрезентации пространственного кода на материале русских и немецких искусствоведческих текстов. <...> В своем исследовании мы обратились к эпохе расцвета абстрактной живописи первой четверти 20-го века, представленной движениями «die Brьcke» и «der «der blaue Reiter» ским, P. <...> В семантической группе «эмоциональные характеристики <...>