Судьба земли повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран. <...> А.С. Пушкин Сегодня классно-урочной школьной системой недовольны даже те, кто долгое время верил, что ее недостатки связаны с низким уровнем организации, и если, дескать, удастся повысить качество самого образования и его управления, то недостатки будут преодолены. <...> Но оказалось, недостатки, противоречия и, если сказать резче, пороки заложены в самом существе классно-урочной системы. <...> Более того, она несет в себе потенциальный негатив, непреодолимый половинчатыми реформами, нацеленными на улучшение присущих школе свойств. <...> Принято, например, оценивать эффект школьного образования по тому, что она якобы дает своему ученику. <...> Но исходный постулат либерального образования гласит, что личностное развитие идет там, где человек действует активно и самостоятельно: не берет, а добывает сам и отдает другим то, чем богат. <...> Этого классно-урочная техника обучения не может обеспечить уже потому, что ей удается только кое-как обработать учеников по заданной программе, да и то, к счастью, далеко не всех. <...> Ребенок пытается приспособить свое природное развитие к жестким 14 условиям класс-школы. <...> Так что 9–16 лет такой адаптации в начальной, средней и высшей только изменяют его развитие в определенную сторону. <...> Ответ на этот вопрос раньше казался вполне очевидным, пока класс-школа не стала общедоступной и обязательной для всех без исключения. <...> Оказалось, что класс-школа: ■ готовит своих учеников не к жизни, а к другой ступени все той же школы; ■ дает усредненные, стандартные знания, которые чаще всего забываются за ненадобностью; ■ непрерывно сортирует учеников по успеваемости, что насаждает не гражданскую, а клановую и кастовую мораль; ■ воспитывает вовсе не те качества, которые провозглашает в качестве целей. <...> Таких претензий к класс-школе накопилось слишком много! <...> Почти священный статус казенной школы мешает развитию здорового рынка <...>