Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Россия и современный мир  / №3 2016

ЗАПАДНОРУСИЗМ КАК КОНЦЕПЦИЯ БЕЛОРУССКОГО ЭТНОГЕНЕЗА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторГоловач
Страниц8
ID524878
АннотацияВ статье рассматриваются основные черты интеллектуально-духовного и этнографического движений, которые в Белоруссии XIX в. сложились под названием «западнорусизм». Прослеживаются связи этого течения с деятельностью церковных иерархов, в XVIII в последовательно отстаивавших права православных верующих в белорусском крае Проанализированы взгляды наиболее видных представителей западнорусизма - МО Кояловича и Е Ф Карского Показана актуальность западнорусской идеи для сегодняшней научной и общественной мысли Беларуси.
Головач, В.М. ЗАПАДНОРУСИЗМ КАК КОНЦЕПЦИЯ БЕЛОРУССКОГО ЭТНОГЕНЕЗА / В.М. Головач // Россия и современный мир .— 2016 .— №3 .— С. 209-216 .— URL: https://rucont.ru/efd/524878 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Головач ЗАПАДНОРУСИЗМ КАК КОНЦЕПЦИЯ БЕЛОРУССКОГО ЭТНОГЕНЕЗА Головач Валерий Михайлович – аспирант Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. <...> Среди проблем, которыми сопровождается эволюция Союзного государства России и Беларуси, важное место занимает вопрос о корнях этнической природы белорусов – об их идентификации и самоидентификации по отношению к «великорусскому субстрату» исторической России. <...> Понятно, что при полиэтничности Беларуси и особенностях ее исторического развития тема этногенеза белорусов очень скоро оказалась идеологически нагруженной. <...> В общем плане определилось противостояние двух идеологем – «особой близости белорусов и русских», с одной стороны, и «коренных различий в исторических путях двух этносов» – с другой. <...> При анализе заявляемых позиций, особенно когда они выражаются в крайних формах, легко заметить один теоретический дефект, равно присущий обоим лагерям: по большей части каждый из них апеллирует к «своему» периоду истории Беларуси, а в рамках этих периодов – к истории разных страт общества. <...> «Националисты» акцентируют историческое значение тех времен, когда белорусские земли находились в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой; в центре их внимания так или иначе оказываются исторические судьбы высших слоев тогдашнего белорусского общества, их оппоненты апеллируют к общим историческим корням «белорусов» и «русских» сначала во времена Киевской Руси, а затем нескольких веков пребывания Белой Руси в Российской империи; фокус внимания при этом перемещается на «белорусский народ» – по существу, на белорусское 209 РАЗМЫШЛЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ крестьянство. <...> Необходимо, однако, отметить, что и для последовательно научного анализа историческая картина развития белорусского национального самосознания крайне сложна. <...> Белорусский этнос исторически весьма поздно пришел к самоназванию <...>