ФН – 8/2016 Когнитивное пространство СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ И ИСЧЕЗНОВЕНИЕ «Я»: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Е.О. <...> Когда мы говорим о конструкции, мы говорим о чем-то, что а) состоит из отдельных частей, составленных вместе согласно некой логике; б) конструируется, т.е. создается, не обладает изначально присущими свойствами, возникает в результате деятельности конструирующего субъекта. <...> Следует отметить, что эта конструирующая деятельность может быть как сознательной (к примеру, деятельность инженера-проектировщика), так и бессознательной (конструирование гнезда птицей, подсказываемое инстинктом, а не сознательным целеполаганием). <...> Иногда человек, бессознательно крутя в руках какие-то предметы, может соединить их в нечто, что тоже можно будет назвать конструкцией, хотя получившийся объект может не иметь никакого конкретного назначения. <...> Когда мы говорим о социальной конструкции, мы предполагаем, что конструирующим субъектом для данной конструкции является общество, система общественных отношений, культура в целом. <...> Социальный конструкционизм – направление в гуманитарных и социальных науках, в котором идея социального конструирования играет центральную роль – в качестве такого субъекта рассматривает не просто общество или культуру, но локальные культуры (или конкретные культурно-исторические условия на определенном этапе развития общества) и конкретные социальные группы. <...> Так, социальный конструкционизм, опираясь на критический анализ психологической науки, демонстрирует, как различные явления в психологии, которые рассматривались как объективно существующие, оказывались временными социальными конструкциями. <...> Распространенный пример, приводимый конструкционистами – исторические трансформации понятия «меланхолии» от «избытка желчи» в работах Гиппократа, «греха уныния» в средневековом мировоззрении и до современных клинических представлений о депрессии. <...> Исторические факты, на которые <...>