Вызовы глобализации ФН – 8/2016 ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ ДЛЯ РОССИИ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ-ЦИВИЛИЗАЦИЙ В.Н. <...> ШЕВЧЕНКО В последнее десятилетие мир вступает в качественно новый этап развития. <...> Названные государства-цивилизации вступили на путь интенсивного поиска и обретения своего национального пути развития. <...> Обретение национального пути, по которому начинает следовать страна как большое государство-цивилизация, в наибольшей степени, на наш взгляд, способствует раскрытию ее цивилизационных основ на пути к вершинам социально-экономического и политического могущества, к росту личного благосостояния граждан, их уверенности в своем будущем и будущем страны. <...> На сегодняшний день просматривается несколько вариантов выбора национального пути. <...> В результате фантастических успехов Китая в центр внимания теоретической мысли все больше выдвигается в последнее время проблематика некапиталистического пути развития, понимание его сути как созидания на этом пути в незападных государствах современного социалистического общества, социализма XXI в. <...> Известная трактовка подлинного, настоящего социализма только как посткапиталистического социализма, т.е. социализма, вырастающего из высокоразвитого западного социализма, поставлена китайским опытом под большое сомнение. <...> Некапиталистический путь развития Китая как теоретическая проблема Китай был самой процветающей страной еще в XVIII в. <...> Европейские просветители Дидро, Вольтер, Лейбниц и другие высоко оценивали культурные достижения средневекового Китая. <...> Европа тех времен заимствовала у него многочисленные достижения в технике, оружии, медицине, сельском хозяйстве, не говоря уже о покупке предметов восточной роскоши. <...> высказал важные положения, непосредственно касающиеся идеи некапиталистического развития. <...> Средневековый Китай был для него образцом страны, шедшей тем путем развития в направлении экономической зрелости, который <...>