, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (Институт востоковедения РАН) ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН: ВЫЗОВЫ ЛИБЕРАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ Исламская революция 1979 г. в Иране положила конец существованию одной из самых древних на Ближнем Востоке монархий и создала новую модель политической системы, которая за прошедшие годы продемонстрировала стабильность и способность отвечать как на внутренние, так и на внешние вызовы. <...> Иранскую модель, специфика которой заключается в сочетании теократических и республиканских принципов в системе государственнополитического устройства, можно рассматривать как подтверждение возможности эффективного функционирования государства современного типа, развивающегося на основе собственной политической традиции, т.е. избравшего незападный путь развития. <...> За 36-летний период существования Исламской Республики Иран (ИРИ) ее политическая система претерпела определенные трансформации. <...> В российской и западной иранистике большое внимание уделялось анализу системы государственного устройства ИРИ в первое послереволюционное десятилетие [Иранская революция, 1989]. <...> Однако процессы, происходившие на политической арене страны после прихода к власти нового президента, ставленника консервативных сил М. <...> ИРИ – теократическое государство, в котором духовная власть предопределяет все дела и помыслы, а духовенство контролирует все ветви власти. <...> Ссылаясь на демократические посылы в исламе, опираясь на родство многих исламских заповедей с демократическими идеями и сопоставляя разные формы современного исламского государства, иранские политологи и законоведы утверждают, что созданная в стране система власти представляет собой «религиозную демократию» [Манучихри, 2007, с. <...> Правомерным, однако, было бы охарактеризовать политическую систему ИРИ как авторитарную. <...> Период с 1979 г. до начала 1990-х годов ознаменовался упрочением позиций духовенства <...>